На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 11

во Франции, в Испании, Англии, Пруссии, Австрии. Он предложил также рассматривать как специфическую форму абсолютизма власть западногерманских князей XVI—XVIII ее. и указал на близость к этой форме государства итальянской тирании XV—XVI ее. Понимание социальной природы абсолютизма в Западной Европе, выдвинутое С. Д. Сказкиным, послужило отправным моментом для дальнейшей теоретической и конкретно-исторической разработки этой проблемы применительно к истории разных стран, которая успешно ведется в настоящее время рядом советских медиевистов. Значительное место в исследованиях С Д. Сказкина постоянно занимали вопросы средневековой культуры и идеологии. Среди них особенно важны работы по истории Возрождения и гуманизма. И в его статьях об отдельных деятелях Возрождения 24 и в работах, посвященных общим аспектам проблемы 25, большое место занимают вопросы методологического характера — о классовых корнях и сущности культуры Возрождения, об его исторической обусловленности и т. д. Подойдя к этой проблеме с марксистско-ленинских позиций, С. Д. Сказкин пришел к выводу, что нет оснований к отказу от выдвинутого еще Ф. Энгельсом понимания культуры Возрождения и гуманизма как в основе своей раннебуржуазной, связанной с интересами нарождающегося класса буржуазии. Он счел невозможным согласиться с теми историками, в том числе и советскими, которые переоценивали роль феодальных, дворянских элементов в возникновении этой культуры либо видели в ней отражение вкусов и настроений городских ремесленников или еще более широких трудящихся масс города. Особенно решительно он выступил против современных буржуазных историков, которые не замечают принципиальных различий между средневековой культурой более раннего периода и культурой Возрождения, усиленно подчеркивая неразрывную связь последней, в частности, с наиболее темными и отрицательными сторонами первой. Истоки Возрождения и гуманизма восходят, по мнению С. Д. Сказкина, к городской культуре того периода, когда начали зарождаться раннекапиталистические отношения, а средневековое бюргерство стало перерастать в буржуазию. Именно этот переходный социальный слой, как считает ученый, и был первым носителем культуры Возрождения и гуманистической идеологии, которые отражали самые начальные фазы формирования буржуазии. Вот почему это культурное явление нельзя полностью отождествлять с буржуазной культурой эпохи развитого капитализма, хотя ей был свойствен уже ряд черт, — например, индивидуализм, — характерных для буржуазии на всех этапах ее дальнейшего развития. Вместе с тем С Д. Сказкин указал и на большую сложность этого культурного 24 С. Д. Сказкин. Коперник и Возрождение. — «Исторический журнал», 1943, № 10; его же. Эпоха Коперника и ее люди. В кн.: «Николай Коперник». М. — Л., 1947; его же. Леонардо да Винчи (1452—1519). — «Преподавание истории в школе», 1952, № 4; его же. Средневековая культура и зарождение буржуазной идеологии. Стенограмма лекций ВПШ при ЦК ВКЩб). М., 1940. 25 С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. — СВ, вып. XI, 1958; его же. Возрождение. — СИЭ, т. III.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes