На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 351

1493 В оригинале: «die widertragenden eigenschefte», т.е. «оппозиции», «отношения»; ср.: Майстер Экхарт. Толкование на Исход. — п.62: «Quaestio, quomodo Augustinus, Boetius, sancti et doctores concorditer dicunt in divinis esse duo praedicamenta, substantiae scilicet et relationis». (LWII, S.67, 3-5) См. об этом: Августин. О Троице. — V, гл.5, п.6 (PL 4?, 913- 914); Боэций. О Троице. — гл.6. (PL 64, 1254-1256) В. Н. Лосский следующим образом противопоставляет восточную (православную) и западную (католическую) тринитарные концепции: «Если латиняне выражали тайну Святой Троицы, исходя из единой сущности (essentia), чтобы от нее прийти к трем Лицам, а греческие отцы предпочитали в качестве отправной точки конкретное (три Ипостаси) и в них усматривали единую природу, это был один и тот же догмат о Святой Троице, который исповедовал до разделения Церквей весь христианский мир». (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991. -С.42-43.) — Упомянув в этой связи Фому Аквинского (стр.47), Лосский переходит к логике зарождения именно в рамках западного богословия мистицизма Экхарта: «... при характерных для Запада догматических установках всякое чисто теоцентрическое умозрение, относясь прежде всего к природе, а затем к Лицам, могло бы превратиться в некую мистику "пучины Божества" (ср., например, "Gottheit" Майстера Экхарта), в "безличностный апофатизм" Божественной внебытийности, которая бы Святой Троице предшествовала. Таким образом,.. парадоксальным обходом через христианство можно вернуться к мистике неоплатоников». (Там же. — стр.52.) 1494 В оригинале: «in irem ewigen exemplar». 1495 Согласно учению Фомы Аквинского, разделяемому Экхартом, а также его учеником Г. Сузо, существованию каждой отдельной вещи предшествует наличие «первичной материи» (materia prima) и отдельной от нее «формы» (forma). Сама же вещь является их сложением. — Наиболее наглядно такое сложение демонстрируется на примере дома, построенного из бесформенной груды камней в соответствии с замыслом архитектора. — В результате сложения возникает абстрактная, потенциальная «quidditas», или «natura» вещи, которая затем переводится в модус ее действительного бытия. Таким образом устанавливается оппозиция между потенциальной составной «сущностью» (essentia) и актуальным «бытием» (existentia) вещи, между «Wesenheit» и «Dasein». См. об этом: Ebeling H. Meister Eckharts Mystik. Studien zu den Geisteskampfen um die Wende des 13. Jahrhunderts. — S.20-35. О форме, или о «формальной причине», вещи см. у С. С. Аверинцева: «Если каузальное сцепление — наличность именно в данное время сочетания почвы и семени -послужило для дерева "содетельной причиной", то специфическая форма дуба или оливы, заданная в семени, есть его, дерева, "формальная причина". Это -феноменологический уровень вещи, ее эйдетика. Из современных нам форм знания наиболее определенную направленность на [этот] аспект вещей имеет математика (нагляднее всего — развитая... греками стереометрия). Пресловутая "бестелесность", "нематериальность" геометрических фигур... есть знак извлеченности этих фигур из причинно-следственных сцеплений и соотнесенности с собой».


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes