На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 253

Ср.: 2 Кор. 3, 18. 52 Ср.: 1 Кор. 15, 3; 1 Пет. 3, 18. 53 Будучи христианским неоплатоником, Экхарт воспроизводит учение Дионисия Ареопагита о девяти ангельских чинах, или хорах. Согласно этому учению, все ангелы разделены на три триады. Первую составляют приближенные к Богу серафимы, херувимы и престолы; вторую — господства, силы и власти, третью — начала, архангелы и ангелы, непосредственно близкие миру и человеку. 54 В оригинале: «Diz nemen und diz saelige niezen des lichamen unsers herren enliget niht aleine an uzwendigem niezenne, ez liget ouch an einem geistlichen niezenne...» (S.273, 5-6) Речь идет о двух пока не противопоставленных Экхартом способах единения с Богом: «внешнем», посредством церковных таинств, и «духовном» — экстатическом и спонтанном. 55 Характерная для Экхарта мысль (о высшем достоинстве социального служения человека по сравнению с его индивидуальным молитвенным деланием), систематично развитая в проповеди «Мария и Марфа». В «Основах средневековой религиозности в XI1-XIII веках» Л. П. Карсавин пишет: «Мистику всякая деятельность психологически чужда: он живет от экстаза к экстазу... Если мистик... признает необходимость деятельности, он невольно смотрит на нее, как на подготовительную ступень к экстазу или как на средство для его достижения». (Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. — П., 1997. — С.256.) Майстер Экхарт устанавливает между созерцанием и деятельностью иное, прямо противоположное соотношение. Согласно проповеди «Мария и Марфа» (Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. -С. 107-119), молитвенный экстаз есть школа, начальный и подготовительный этап становления, венцом же совершенства является социальное служение прошедшего через экстаз отрешенного, «внутрь- обращенного» человека. (Топоров В. Н. Майстер Экхарт-художник и ареопагитическое наследство // Палеобалканистика и античность. — М.,1989. — С.245-247.) 56 В оригинале: «Ein vrage: sol man sich ouch gotes suezicheit willicliche erwegen». В переводе мы следуем интерпретации, предложенной Й. Квинтом: «Eine Frage: soil man sich auch alles sussen Gottgefuhls mit Willen entschlagen?» (См.: Meister Eckehart. Deutsche Predigten und Traktate. — S.91., а также сноска 385 издания оригинального текста). 57 Лук. 11, 17. 58 Лук. 11,23. 59 Здесь обсуждается важнейший схоластический тезис «Deus non destruit naturam, sed perficit eam». Ср.: Генрих Сузо. Книжица вечной Премудрости. — гл.7, стр.335: «... du, der


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes