|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 249
8 В переводе сохранено неправильное построение немецкого предложения.
9 Матф. 19,27.
10 Экхарт, по-видимому, неточно цитирует отрывок из сочинения Августина или
одно из его поздних переложений. Августин. Толкование на Пс. 103. —
Проповедь 3, п. 16:
«Non superbiat qui multa dimisit. Petrus ut sequeretur Dominum, novimus quod
piscator erat, quid potuit dimittere? Vel frater ejus Andreas, vel filii Zebedaei
Joannes et Jacobus, etiam ipsi piscatores; et tarnen quid dixerunt? "Ecce nos
dimisimus omnia, et secuti sumus te". Non ei dixit Dominus: Oblitus es paupertatem
tuam; quid dimisisti ut totum mundum acciperes? Multum dimisit, fratres mei,
multum dimisit, qui non solum dimisit quid habebat, sed etiam quid habere
cupiebat... Prorsus totum mundum dimisit Petrus, et totum mundum Petrus
accepit». (PL 37, 1371)
11 Матф. 5, 3.
12 Матф. 16, 24.
13 О популярной в мистической литературе средневековья метафоре охоты и
погони см.: Luers G. Die Sprache der deutschen Mystik des Mittelalters im Werke
der Mechthild von
Magdeburg. — Darmstadt, 1966. -S.204-205. Здесь же прокомментированы слова
Экхарта:
«daz du vor jagetest, daz jaget nu dich».
14 Намеченное Экхартом противопоставление двух видов уединения:
«уединения внешнего» и «уединения внутреннего» было впоследствии
разработано Фомой
Кемпийским в трактате «О подражании Христу» и теологов «нового
благочестия». См.:
Фома Кемпийский. О подражании Христу. — I, гл.13, п.42-43: «Многие ищут
избежать искушений, и еще тяжелее падают. Одно бегство не дает нам победы;
но терпением и истинным смирением мы можем превозмочь всех врагов своих.
Кто убегает только внешних случаев, не вырывая корня, тот мало успеет...»
(Фома Кемпийский. О подражании Христу / Пер. К. П. Победоносцева. —
Брюссель, 1993. — С.24-25.)
15 Сопоставление «навыка отрешенности» и «навыка письма» восходит к
«Никомаховой этике» Аристотеля. См.: Аристотель. Никомахова этика — II, гл.3,
стр.83:
«Может быть, кто-нибудь спросит, что мы имеем в виду, утверждая, будто
правосудными нужно делаться, поступая правосудие, а благоразумными —
поступая благоразумно; ведь если поступают правосудие и благоразумно, то
уже и правосудны, и благоразумны, так же как те, кто занимается грамматикой
и музыкой, суть грамматики и музыканты». (Аристотель. Сочинения: в 4 т. -Т.4.-
М., 1984.)
Лук. 12, 36.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|