|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 244
Дикарь: Воспринимается ли сие только в самой этой основе и из нее самой?
Юноша: Тогда это было бы вовсе неправильно понято, ибо сие существует не только в
основе; вне ее оно само по себе также есть тварное бытие, пребывая тем, чем является, и
таким его тоже надобно воспринимать. Не будь различия между сущностью и восприятием,
ты был бы прав. Но это не так, и об этом уже было сказано. Отсюда следует, что всегда нужно
иметь правильное различение.
Дикарь сказал: Я слышал, что был один великий мастер и что он отрицал
всякое различение1554.
Юноша сказал: Ты говоришь, что он якобы отрицал всякое различение, и относишь сие к
Божеству, а он, как можно понять, подразумевал каждое из Лиц в том основании, где они
неразличны, но не в их отношениях друг к другу, — здесь, несомненно, следует соблюдать
личное различение. Если же ты отнесешь сие к человеку, который исчез, лишившись себя, то
об этом уже достаточно сказано: это следует понимать применительно к восприятию, а не
существу. При этом заметь, что «разделение» есть нечто иное, чем «различение»1555. Как
известно, тело и душа нераздельны, ибо одно пребывает в другом, и ни один член не может
быть жив, будучи отделен. Но душа отлична от тела, ибо ни душа не является телом, ни тело
— душою. Подобным же образом я понимаю, что воистину нет ничего, что было бы отделено
от простой Сущности, ибо Она всем существам дает суть, но в различении; ни сущность Бога
не является сущностью камня, ни сущность камня сущностью Бога, ни [сущность] какой-либо
твари [сущностью] другой [твари]. Учителя полагают, что сие различение, собственно говоря,
не в Боге, однако от Бога. И он говорит о «Книге Премудрости»: как нет ничего ближе, чем
Бог, так и нет ничего более отличного1556. Посему твое мнение ложно, а это понимание
истинно.
Дикарь сказал: Сей мастер сказал много правильного о человеке, подобном Христу1557.
Юноша сказал: Мастер говорит в одном месте так: «Христос — единородный Сын, а мы нет».
«Он есть Сын по природе, ибо Его рождение возводит к Его естеству», а мы не сын по
природе, и наше рождение именуется «возрождением, ибо оно ведет к подобию Его
естества. Он есть образ Отца1558, мы же уподоблены образу Пресвятой Троицы»1559. И
говорит, что в этом Ему никто не может быть равен1560.
Дикарь сказал: Я слышал, что он якобы говорил: такой человек творит все, что творил
Христос1561.
Юноша ответил: Сей мастер говорит в одном месте: «Праведник творит все, что творит
праведность»1562. Это воистину так, он говорит, ибо праведник рожден от праведности, как
написано: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух»1563. Это верно, он
говорит, лишь по отношению к Христу и никого больше, ведь, кроме сущности Отца, Он
другой сущности не имеет, и, кроме Отца, Он ни от кого не рожден. А посему Он творит все,
что творит Отец. Всем же прочим людям, он говорит, присуще действовать с Ним в меньшей
или в большей мере, смотря по тому, в меньшей или большей мере мы рождены от Него. Эти
слова указывают тебе на подлинную истину.
Дикарь сказал: Из его слов явствует, что все, что дано Христу, дано также и мне1564.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|