|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 234
Истина: «Случится, несомненно, вот что: когда добрый и верный раб внидет в радость
своего Господина1510, он станет пить из непомерного изобилия Божьего дома1511. Тогда
несказанным образом с ним будет, как с хмельным человеком, который себя забывает, так
что уж больше не принадлежит сам себе; так и он от себя отрешится и перенесется в Бога и
станет с Ним в полном смысле единым духом»1512. «Как малая капля воды, упавшая в бочку
вина, сама для себя исчезает, приняв на себя и в себя его вкус и цвет; также бывает и с теми,
кто пребывает в полном обладании блаженством, — от них неисповедимым путем отступают
человеческие вожделения, и сами они, от себя отрешившись, погружаются в Божественную
волю. Иначе Писание, — а оно говорит, что Богу надлежит стать всем во всем1513, — было бы
лживо, если бы человеческое в человеке осталось»1514 и не могло из него вылиться.
«Впрочем, остается его сущность, но в иной форме, в иной славе и в иной силе»1515. Это все
источается из бездонного бесстрастия [блаженных]. И он говорит об этом следующим
образом: «Может ли человек в сей жизни» быть столь бесстрастным, чтобы на свое никогда
не взирать ни в горе, ни в радости, сознавая его в полной мере, «но любить себя ради Бога и
понимать высочайшим рассудком?»1516 «Я, — он говорит, — не знаю, бывает ли так. Велик,
кто пережил это, ибо, если говорить по моему разумению, мне кажется, что сие
невозможно»1517.
Из всех этих слов ты можешь извлечь ответ на свой вопрос, ибо истинное бесстрастие сего
человека высокого рода во времени подобно и соизмеримо бесстрастию блаженных, о
которых шла речь, — меньше иль больше сообразно тому, насколько слабо или же полно
люди объединились с Богом или стали едины. Особо отметь: он говорит, что они лишаются
своей самости и переходят в иную форму, в иную славу и иное могущество. Что это за иная
чуждая форма, если не Божественное естество и не Божественная сущность, в которую люди
переходят и которая переходит в них, так что они суть одно и то же? Что это за иная слава,
если не та, что сияет и блещет в сущностном Свете1518, к которому нельзя подступиться? Что
это за иное могущество, если не от той же сущности и того же единства доставшаяся
человеку Божественная сила и власть оставить и совершить все, что относится к сему
блаженству? Так человек становится расчеловечен1519, как было сказано.
Юноша: Господин, возможно ли это во времени?
Истина: Блаженство, о котором следует речь, может быть достигнуто двумя способами.
Первый способ — в совершеннейшей мере; она — сверх всякой возможности и в этом
времени недостижима. Ибо человеческому естеству принадлежит тело, коего
многообразное сопротивление противится этому. Но возможно блаженство в меру
частичного единения, хотя многие люди считают, что и оно невозможно. И это понятно, ведь
сюда не в силах пробиться никакая мысль и никакое разумение. Одно писание говорит1520,
что бывают люди, люди искусные и возвышенные, столь просветленного и богоподобного
разума, что сущие в них добродетели подобны Божественным. Ибо они «развоплощены и
перевоплощены» в единство с исконным прообразом, «достигли в некотором смысле
полного забвения преходящей и временной жизни и преображены в Божественный
образ»1521 и едины с ним. Но при этом сказано, что сие относится только к тем, кто обладает в
наивысшей мере блаженством, или к некоторым людям, немногим и вполне
совершенным1522, каковые еще пребывают в теле во времени.
VI. О возвышенных и важных вопросах, которые обсуждала с ним Истина на
примере одного бесстрастного человека
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|