На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 230

различие между теми людьми, что взыскуют стройной простоты, и теми, что ищут, как говорят, беспорядочной свободы; и чтобы она его научила, в чем состоит истинное бесстрастие, с каковым он достигнет того, чего должен. Тогда для пояснения ему было сказано, что это последует в виде назидательных примеров, когда юноша вопрошает, а Истина отвечает. Но сначала было указано на суть Священного Писания, из него же речет Вечная Истина, дабы он поискал и увидел, что о том говорили великие в учении и жизни, которым Бог открыл Свою тайную мудрость, как выше написано на латыни, и чего держится святое христианство, чтобы ему не отпасть от подлинной истины. И вот что ему стало ясно. II. Как бесстрастный человек в единстве начинает и завершает Всем людям, кому предстоит быть вновь возведенным к Единому, надобно познать свой и всех вещей первый исток, ибо в нем состоит и их конечная цель. А посему следует знать, что все, кто когда-либо рассуждал об истине, сходились в одном, что есть Нечто, пребывающее над всем Первое и Простейшее, прежде Которого нет ничего. Вот Дионисий созерцал сию бездонную Сущность в Ее обнаженности и говорил, как, впрочем, и другие учителя, что то Простое, о Котором следует речь, остается в конце концов никаким именем необозначенным1483. Ведь в логике сказано, что имя должно выражать природу и разумное основание1484 означаемое вещи1485. Но известно, что природа сей упомянутой простой Сущности бесконечна и неизмерима и неопределима никаким тварным разумом. Поэтому-то всем ученым теологам ясно, — сия безобразная Сущность в равной мере и безымянна. Потому же говорит Дионисий в книге «О Божественных именах», что Бог есть «неСущее», или «Ничто»1486, и это следует понимать применительно к бытию и определенному свойству, каковое мы можем Ему приписать по образу тварного. Ибо «все, что приписывают Ему таким образом, в известной мере ложно, а отрицание образа истинно»1487. Исходя из этого, Его можно назвать вечным Ничто. И все же, если о чем-то надо сказать, каким бы возвышенным и сверхразумным то ни было, для этого надо создать некое имя. Сущность сей тихой Простоты есть Ее жизнь, а Ее жизнь есть Ее сущность. Это «живой сущий пребывающий Разум, Который сознает Сам Себя, находится и живет Сам в Себе и есть Он Сам»1488. Точнее выразить я не в силах, и это я называю вечной нетварной Истиной. Ибо все вещи находятся здесь как в их новизне, так и в их первом и вечном начале. И здесь же, в подлинном единении, бесстрастный человек начинает и завершает, как будет показано далее1489. III. Может ли в высшем единстве существовать какое-либо различие Юноша спросил: Меня удивляет, что это так, что сия Единица совершенно проста; откуда же берется множественность, которую Ей приписывают? Один обряжает Ее в «премудрость» и Премудростью Ее называет, другой — в «благо», другой — в «справедливость» и прочее1490. Так говорят теологи на основании веры в Божественную Троицу. Почему не оставят Ее пребывать в собственной простоте, каковой Она является Сама по Себе? Мне сдается, что сей простой Единице1491 присуще слишком много деяний и не в меру много различий. Как может Она быть вполне и совершенно единой, коль скоро существует такое многообразие? Истина отвечала: Все это многообразие в глубине есть простое единство с основой. Юноша сказал: Что называешь ты основой и происхождением и что не есть основа?


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes