|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 200
Божественного Сына и послал Духа Святого, в Котором дано все?
Наконец, нужно заметить, что Бог в подлинном смысле стал «человеком», то есть воспринял
человеческое естество, а не человеческую личность, чтобы нас научить, что мы, дабы быть
сынами Божьими, должны возлюбить в ближнем то, что относится к человеку как таковому, а
не этого или того человека и не то, что в нем или в ком-то еще или во мне самом есть
особенного, согласно Матф.20: «отбрось свое»1331, и «Пришел к своим, и свои Его не
приняли»1332. — Это те, что жили, заботясь о своем, не приняли Его. И вот Он отправился к
тем, что отдали себя Ему в собственность, к тем, что «ищут не свое, но Божие»1333. «Возлюби,
— говорит Спаситель, — ближнего твоего, как самого себя»1334. Воистину, если ты любишь
твоего отца, твою мать, твоих братьев и сестер, потому что они «твой» отец, «твоя» мать,
«твои» братья и сестры, то ты «опутан нитью греха», и «нить, втрое скрученная, нескоро
порвется»1335. Первая нить заключается в том, что ты любишь твое; вторая — в том, что ты
любишь отца твоего на земле, чьим сыном являешься ты; третья — в том, что ближнего ты
любишь не так, как себя самого. Ведь ты — не твоя мать, не твой брат, не твоя сестра; итак,
ты их должен любить потому, что они люди, ибо и ты — человек.
Сначала Слово восприняло «человека», человеческое естество как таковое; [облик] же
определенного человека, определенного потомка Адама, Он принял на Себя ради
общечеловеческого естества. Так Он очистил его от первородного греха, который посрамляет
естество, но не от личного греха, который относится к отдельному человеку и помрачнел его,
что подобающим образом изъяснено в Иез.18: «Сын не понесет впредь вины отца»1336.
«Вины», — говорит Он, то есть самого греха. Ибо весьма часто чадо страдает за грехи отца
своего, по слову: «Я — Бог, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
рода»1337.
Пример сказанному обретается в природе, как упомянуто выше. Кроме того, в искусстве мы
замечаем следующее: строитель созерцает дом прежде всего и по существу как целое;
отсюда он внутренним образом извлекает идею, зримый образ и придает ему форму, а
также вживается в него. А части дома, напротив, он планирует лишь во вторую очередь и как
бы между прочим, хотя воплощает их прежде всего. Итак, хочешь ли возлюбить ближнего
«как себя самого», тогда «отбрось твое», как сказано выше. «Твое» — это то, что свойственно
лично тебе; но человечество, или человеческое естество, оно вкупе присуще как тебе, так и
всякому человеку, — и вот Сам Бог есть всяческое во всем. Поэтому именно Он является Тем,
Кто во всем зрим, любим, вожделен и един с нами. «Отбрось в творениях блого это и то, и ты
узришь Бога», — говорит Августин1338. «Отбрось твое», твое — это грех, твое — это ложь и
вообще всякое зло, по слову: «Всякий человек лжив»1339, твое — это то, что присуще тебе и
никому другому: «И враги человеку домашние его»1340. Чем больше чтото свойственно
«лично», тем более оно враждебно человеку. «Отбрось»: личное — это и то, «возлюби»:
присущее человеку
— это всеобщее!
А когда говорится: «Бог ничего не дает вне Себя. Он дает всегда в вечности, а не во
времени.... Он дарует и творит только в вечности», — то признаюсь, что критиков сего
изречения я рассматриваю как невежд. Августин говорит о Боге: «Все завтрашнее и то, что
следует за ним, все вчерашнее и то, что позади него, Ты совершишь сегодня, Ты совершил
сегодня. Что мне, если кто-то не понимает этого?»1341
И когда далее говорится: «Богу нечего делать во времени», то это опять-таки правильно. Ибо
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|