На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 198

a. Бог — Единый, так как [Он есть] Первое Бытие, — не последует бытию и не зависит от проистекающего из бытия, то есть от чего-либо. Напротив: все, что около или после Него, зависит от Него, как в бытии, так и во всем, что связано с ним. Иначе Первое Бытие не было бы «богатым из Себя Самого», как сказано в книге «О причинах»1307. Бог есть бытие, абсолютно первое, чистое, совершенное, бесконечное. Ему подобает во всем и везде и в частях всех вещей быть Тем, от Кого, через Кого и в Ком существует все. Итак, от Бога всяческое бытие: бытие природных вещей, так же как духовное или умозрительное бытие в искусстве и естестве. Это также является причиной того, почему в Иоан.13 Истина глаголет: «Вы называете Меня Учителем» — в смысле духовного бытия познания и учения — «и Господом», имея в виду бытие природных вещей. «И правильно говорите», то есть вы изрекаете истину, чему Он приводит причину, когда говорит: «ибо Я точно то»1308, Я семь само бытие. И, думаю, посему в Исх.3 весьма знаменательно говорится двукратно: «Я есмь», «Sum qui sum» (Я семь Сущий)1309, из-за двоякого бытия, каковое в обоих случаях — от Него. С этим равно согласуется толкование Быт. 1: «В начале сотворил Бог небо и землю»1310, причем под «небом» следует разуметь духовное, умозрительное бытие, под «землей» — материальное бытие, деяние природы. Или под «небом» понимают дело воскресения и благодати, под «землей» же — дело творения и природы. b. Чтобы доказать второй основной тезис, я исхожу из Рим. 13: «Все, что от Бога, устроено ко благу»1311; так, скажем, дело естественного творения подчинено делу воскресения и благодати, материальное — формальному, материя — форме, страдательное — действительному, женское — мужскому. Ср. 1 Кор. 11: «Не муж создан для жены, но жена для мужа»1312. Поэтому знаменательным образом небо поставлено первым: «В начале, — сказано, — сотворил Бог небо», а в Иоан.13 Господь говорит: «Вы называете Меня Учителем и Господом». Конечно, правильно, что то и другое, в смысле времени и своего действия, происходит и существует одновременно, по слову: «будут оба в плоть слину»1313, — муж и жена, действующий и страдательный принцип, небо и земля. Сказано: «оба», иначе не могло бы быть и порядка, ибо порядок предполагает множество, но «в плоть слину», то есть совпадая по своему действию и времени. Поэтому Фома по зрелом размышлении говорит, что «водное небо» и весь мир природы подчинены «огненному небу»1314. Ибо то, что от Единого, необходимо устремляется также к Единому. А уже во взаимосвязи высшее всегда оказывает влияние на подчиненное ему. Ведь «Первое богато через Себя Самого», на что указывает и Августин, давая пояснение к слову псалма: «Небо небес Господу»1315, — «Земля и все, что мы видим, суть земля перед тем небом, которого мы не видим»1316. c. Из сказанного следует, в третьих, что дело воскресения и благодати имеет отблеск в деле творения и природы. После сих предварительных замечаний следует сказать: Мы видим в природе, что всякая особая действующая причина относится к особому, подобному ему. Но род, в котором покоится корень и основание особо действующего, относится к тому, что этому роду подобно по роду и естеству, и совершает в соответствии с этим свои сокровенные действия. При порождении особого сии руководствуются родом. Так Отец в Божестве порождает не Отца, а Сына, единого с Ним Бога по естеству, ведь Божественная природа в Отце есть принцип рождения. Потому же в мире тварного женщина


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes