|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 181
иному один»1205. Посему из этого вовсе не следует, как полагают оные невежды, что я, или
любой другой человек, обладаю всей благодатью и всем, что присуще благодати; это
подобает Христу. — Впрочем, будет небесполезно правильно воспринять выше означенную
истину: дабы пробудить благоговение и с тем, чтобы мы были благодарны Богу, ибо Он «так
возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына»1206, восприняв во Христе плоть «ради
меня», иначе говоря, ради человека. Ведь, как полагают многие учителя, Бог послал Своего
Сына во плоть единственно ради спасения человека1207. И еще: тем, что Он воспринял
человеческое естество, мы научаемся служить Богу в смирении и в соответствии с разумом.
Ибо, что касается тела, то человек — от земли, но, обладая душой, он является разумным
существом.
8. По поводу изречения, в котором говорится об образе в душе, именно, что: «Образ Троицы
в душе есть некий Ее отпечаток, помимо воли и разума и т.д.», — надлежит заметить, что
место сие темно и так или иначе проясняется лишь из примеров, приведенных в этой связи.
По этой причине я не вижу здесь никакой опасности. (Смотри также ответ на п.1 в
дополнительном списке высказываний, приведенный ниже).
А когда в конце говорится: «Я есмь сей образ», то это ошибочно и неверно. Ибо в сем образе
(иначе говоря, в вечном Слове) нет вовсе ничего тварного, но «по образу» сотворены ангелы
и человеки. «Образ» же в собственном смысле и «отсвет» не сотворен и не является
творением природы.
9. Когда утверждается, что человек может достичь и того, чтобы «внешний человек
повиновался своему внутреннему человеку до смерти и проч.», то, по общему признанию,
истинность сего подтверждается святыми и мучениками, по слову: «Подвизайся за истину
ради души твоей, вплоть до смерти подвизайся за истину»1208, и у Иоанна:
«Возненавидевший душу свою ради Меня [сохранит ее в жизнь вечнуюр1209.
10. Когда говорится: «Недавно я размышлял о том, хочу ли я получить или пожелать что-
либо от Бога и т.д.», то вот, однажды и очень давно я произнес сие слово, но оно было
неправильно понято. Ведь я и в мыслях не имел утверждать, что Богу нельзя молиться. Но я
произнес сие, дабы восславить Божью благость, которая «стоит у двери и стучит», как это
сказано в Откр.31210. Еще же хотел я сказать, что Бог в большей мере готов подать от щедрот
Своей полноты, нежели люди могут принять. Ис.30: «Бог удерживается, дабы сжалиться над
вами»1211, и подобное.
11. А когда говорится: «Человек, пребывающий в [Божией] любви, должен умереть для себя
самого и т.д.», то это высказывание содержит две мысли.
Первая, что совершенный человек должен умереть для мира и для творений; и равным
образом, что совершенному человеку надо любить ближнего, как себя самого. — То и другое
правильно, сообразно св. Писанию, где у Матфея и у Луки сказано: «как себя самого»1212, а у
Марка: «так же, как себя самого»1213, — слово, которое Августин зачастую делает своим1214.
«Так же» означает «точно так же, как», и сие, несомненно, имеет отношение к совершенству.
Ибо благодать более возвышенна, нежели природа, и принадлежит высшему порядку. Кто
подлинно любит Бога, тот, кроме Бога, ничего не имеет, что он любил бы; и он не любит
одного больше, чем прочего. — Ведь в Едином нет ни «больше», ни «меньше». И опять-таки,
кто любит Бога «всем сердцем и всею душою и всем разумением и всею крепостью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|