|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 180
любви является Бог, и Он Сам есть «любовь». «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и
Бог в нем»1192.
4. Когда говорится: «Смиренный человек столь же всесилен над Богом, как Тот всесилен над
Самим Собой и т.д.», то это, в соответствии с тем, как оно слышится, является заблуждением.
— Верно, однако, что Бог подает смиренному Свою благодать, как свидетельствуют Иаков1193
и Петр1194. Но насколько человек обладает благодатью и в какой мере он есть Божий сын, в
той же мере он имеет власть над Богом и Его делом, ибо он не хочет ничего другого и хочет
не иным образом, как хочет и творит Бог.
Можно было бы ответить и так, как сказано ниже1195.
5. Когда говорится: «В душе есть некая добродетель, которая имеет единое действие с
Богом», то сие, в соответствии со звучанием, будет ошибкой, если не будет истолковано так,
как было уже истолковано применительно к четвертому и ко второму высказываниям,
приведенным выше.
6. Когда говорится: «В душе присутствует некая сила, и если бы душа была такова, то она
была бы не создана и нетварна», то это неправильно и является ошибкой. Ведь как
утверждает другое высказывание, высшие силы души также сотворены в ней и вместе с
нею1196. И я подобного вовсе не утверждал, но что заявлял, дабы восславить Божью благость
и любовь по отношению к человеку, так это то, что «Бог сотворил из земли человека по
образу Своему»1197 и что «по образу Своему облек его силою»1198, чтобы он был духом, как и
Сам Бог, — Бог, чистый дух, не сотворенный, без всякого смешения с чем-либо другим.
Своего единородного Сына, Которого Он рождает и Который есть Его образ, — Он Его
наделил таким сходством с Собою, что Тот, как и Отец, не создан и бесконечен. Человека же,
каковой сотворен, Он создал «по подобию Своему», не «как образ Свой», и наделил его не
Собою, а наподобие Себя Самого.
Но когда в этом же высказывании говорится: «[Сей силе, а именно] разуму, то, что находится
по ту сторону моря, известно так же, как место, на котором я стою», — то сие правильно. Ибо
разум отрекается от «здесь» и «сейчас». И когда предмет присутствует, сам мысленный
образ не зарождается в душе быстрее и легче, чем когда он отсутствует и удален на любое
расстояние.
7. Когда в седьмом высказывании говорится: «Человеческое естество всем людям
свойственно и одинаково присуще», то сие воистину так, и отрицать это означает грубое
невежество. Правильно ведь, что через восприятие человеческой природы Бог сообщает ей и
всем, кто ей причастен, все то же, что и Христу, по слову гл.8 «Послания к римлянам»: «.... как
с Ним не дарует нам и всего?»1199, и Прем.7: «Вместе с Ним пришли ко мне все блага»1200, —
причем «вместе» может означать и «одновременно», и «равным образом» либо может
использоваться в смысле одинакового воздействия. Если, например, огонь породит свою
форму в древесине, то он ей сообщит все то, что присуще форме огня. Это же говорит и
Премудрость в Иоан.17: «Все, что Ты дал Мне, Я передал им»1201, и тому же со всей ясностью
учит св. Фома: поел, часть, вопр.58, ст.4, отв. на п.11202. Ведь Бог «говорит однажды», но
«двоякое», или иначе, многое «слышится», — сказано у Псалмопевца1203. «Всем Он говорит
все, — по Августину, — но не все слышат одно и то же»1204, но каждый в соответствии со
своей особой возможностью, по слову Матф.25: «Одному дал он пять талантов, другому два,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|