На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 179

какой бы то ни было разницы, — не один во мне и другой в другом человеке, одинаково нераздельно, не ограниченно и не обособленно от меня, словно Он вообще не во мне; но все же Он, будучи Богом, — во всем и везде. Сие я почитаю за истинную и здравую христианскую веру, и сие означает воздавать Богу честь в Его единственном Сыне, через Которого нас Отец возродил и взял в Своей неизреченной любви в сыновья. Со сказанным согласуется также и то, чему учит св. Фома, чвопр. 108, ст.1. А вот то, что следует в конце этой же самой статьи: «Мы преображаемся и преосуществляемся в Бога», является ошибкой. Ведь святой или благой человек, кем бы он ни был и как бы тесно он ни был связан с Богом, не становится все-таки Самим Богом и Самим Христом, или Первородным, и другие через него не спасаются. Он — не «образ Бога», как Его единородный Сын, но «по Его образу» — «член» Того, Кто воистину и вполне является «Сыном, Первородным, а равно Наследником», тогда как мы, как сказано, — «сонаследники»1185. И это стремится выразить пример, о котором следует речь, именно: как многие хлеба различного возраста преосуществляются в Него Самое, — в истинное и единственное Тело Христа, зачатого и рожденного девой Марией и пострадавшего при Пилате (при том, что ощутимые признаки отдельных кусков остаются), так и наш дух через сыновнюю благодать, и вообще мы [целиком] соединяемся с истинным Божьим Сыном как члены единой церковной главы, каковая является Христом. 2. Когда во второй статье говорится: «Человеку высокого рода мало быть [... единородным Сыном,.. он хочет быть и Отцом] и т.д.», то сие, судя по тому, как оно слышится, является заблуждением, если только здесь нет желания заметить, как у Августина в кн.! X «О Троице», что от познаваемого, с одной стороны, и от познающего — с другой, так сказать, произрастает побег, принадлежащий сообща познающему и познаваемому1186. То же самое происходит между созерцающим и созерцаемым, между объектом ощущения и ощущением в состоянии действия, по слову философа1187. И когда душа познает, мыслит и любит Бога, образ в нас бывает совершенней, чем тогда, когда она любит и мыслит себя, как говорят Августин1188 и учителя. Принимать сие во внимание и наставлять в этом народ весьма полезно и ведет к нравственной жизни и доброму поведению, поскольку это побуждает людей, часто и охотно помышлять о Боге и любить Его больше, чем себя самого или чтонибудь тварное. Можно было бы также сказать, что душа жаждет объединения с Богом в Его полноте, когда Он пребывает в Себе, не имея частей, — не так, что нечто от Бога является Отцом, а нечто иное является Сыном, но так, что Отец как рождающий — один и тот же в Своей полноте, и Сын как рожденный — совершенно тот же в Своей полноте, и Дух Святой как дуновение — тот же самый в Своей полноте. И вот, когда душа взыскует объединения с Богом в Его полноте, она хочет стать единой не только с Сыном, но и с Отцом и с Духом Святым, ибо один и Тот же Бог есть Отец и Сын и Святой Дух, и сии Трое суть Бог неделимый. 3. Когда в третьей статье говорится: «Добродетель имеет корень, вкопанный и углубленный в основании Божества и т.д.», то следует сказать, что сие верно и восходит к тому, чему учит Плотин, говоря о четырех ступенях добродетелей, а именно: о гражданской, об очищающей, о добродетели просветленного разума и образцовой1189, — об этой также рассуждает Фома в ч.! -II, вопр.61, в последнем отрывке1190. И все сие весьма полезно [познать], дабы воздать хвалу истинной добродетели любви, корнем и последним основанием которой является Святой Дух. И вот так человек, словно «реки, текущие вспять к тому месту, откуда они вытекают»1191, должен быть обеспокоен тем, чтобы стяжать любовь. Ибо корнем всякой


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes