|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 178
называется ересью. Сие тоже следует из Августина, гл.24, п.3:
«Подобно апостолу, ты должен избегать человека как еретика только после повторного
вразумления». А слово «еретик» разъясняет глосса: «Тот, кто упорно защищает свое
заблуждение». И далее ниже сказано в той же главе: «Если кто придерживается своего
мнения, будь оно ложно либо превратно, без упорства, в готовности его изменить, ни в коем
случае не должен сопричитаться еретикам». И далее говорит Августин в гл.31: «Те, что в
церкви Христовой прозябают в болезни или пороке, суть еретики, если они противятся
научающему вразумлению, не желая искоренять свои зараженные и тлетворные учения, но
продолжают их защищать». Так у Августина1178.
Однако вполне можно сказать, что тот, кто пребывает в истинном познании Бога и в истинной
любви Божией, объединяется с Богом, сообразуется Богу и в известной мере обожествляется,
поскольку в нем — подобие Божие, а, значит, в Своем подобии и Сам Бог.
Что ж в остальном касается дела, затронутого в сей первой фразе, то следует знать, что, вне
сомнения, Бог, и именно единый, — ибо нет никакого другого, — находится во всяком сущем
«в соответствии с властью, силой и сущностью»1179. Бог есть бытие. Он — не то или это, но
бытие просто и совершенно, и Он всегда и везде; пребывает во всем, чисто и просто. И чем
бы Бог ни был, тем пребудет Он всегда и везде. И где бы ни была одна Ипостась, там
поневоле будет другая, ибо никогда и нигде не бывает одна без другой, иначе они были бы
порознь. И потому-то одна Ипостась необходимо пребывает в другой, и каждая Ипостась —
вполне Тот же Самый Бог. Ведь три Ипостаси суть один Бог, никоим образом нераздельно, не
рожденный Отец и рожденный Сын; и Отец есть только Отец, будучи нерожденно-
рождающим, и Сын — только Сын, ибо рожден, и именно как единственный, ведь Он
является Богом. Посему где бы Бог ни был, там есть и Отец, нерожденно-рождающий, и где
бы Бог ни был, там есть и рожденный Сын. Поэтому, когда Бог пребывает во мне, то Бог-Отец
рождает во мне Своего Сына. И вот, во мне находится рожденный Сын, единый и
неделимый, ведь в Божестве нет иного сына, кроме единого, Он же есть Бог.
Далее надо заметить, что Сын в собственном смысле находится в Божестве, и имезнио как
единственный, как было говорено. Он — «Единородный, сущий в недре Отчем»1180, в Его
сокровенном; Он — «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»1181; Он —
«Слово, каковое было в начале и которое было Богом»1182. И поскольку лишь Он — Сын в
подлинном смысле, то и наследник1183 как таковой. И отсюда следует, что никто вне Его не
является ни наследником, ни сыном, но только через Него и в Нем, как Его член через
благодать и святую любовь. И если мы можем быть сыновьями, ибо нас много и мы
обособленны, то все-таки не наследниками. Ведь мы, по правде сказать, только в ту меру и
являемся сыновьями, в какую уподоблены, посредством осуществляемого в нас восприятия
сыновства, оному Едино и Перворожденному, как несовершенное — совершенному, как
второе — первому, как член — голове, отчего Он и именуется «Перворожденным». И
поэтому, сказав: «если дети, то и наследники», апостол примечательно добавляет:
«наследники Божий, сонаследники же Христу»1184.
Что касается утверждения, которое примыкает к сей фразе: «Отец порождает меня [как]
Своего Сына.... без всякого различия», то оно имеет на первый взгляд скверный окрас.
Однако это подлинно так, ибо Бог-Отец рождает во мне Своего Сына и через Сего самого
Сына и в Нем рождает меня самого как Своего сына в Христе. И Сын, рожденный во мне,
является, по отношению к Отцу, Сыном без всякого различия природы: единый, —
нераздельно и без
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|