На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 176

(последовательности). Из этого следует, что Бог соприсущ всем вещам, ведь Он есть единое бытие; — всякому сущему и одинаковым образом, поскольку Он целиком пребывает как в самом малом, так в величайшем. Итак, как Бесконечный и Неизмеримый, Бог пребывает во всем. Как Простой и в высшем смысле Единый, Он пребывает во всяком и каждом: в одном, как и во всем, — целиком, и в самом малом — так же весомо, как в величайшем. Не иначе обстоит дело, к примеру, с силами души1167 в их отношении между собой и в их отношении к бытию души, каковое — едино, как учит св. Фома1168. И поэтому, как говорится в «Бытии»: «В начале сотворил Бог небо и землю», так сказано и в 101 псалме и в Послании к евреям: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих»1169. 10. Когда говорится: «Бог един всяческим образом и во всех отношениях и т.д.», то должно быть сказано, что сие, как оно изложено, верно и согласуется с тем, что написано в каноне, у святых и учителей1170. 11. Когда говорится: «У всего тварного различаются бытие и сущность; — бытие дается кем- то другим, сущность же никем не дается», то надобно сказать, что это именно так, будучи словом Авиценны1171 и Альберта в его трактате «О причинах»1172. Основание и необходимость сего учения покоится на том, с одной стороны, что в суждении: «Человек есть живое существо», я говорю не о бытии, — поскольку в этом сочетании «есть» является не предикатом, а дополняющим третьим, глагольной связкой (которая выражает не бытие, но только отношение предиката «живое существо» к субъекту «человек»), — и покоится также на том, с другой стороны, что бытие человека имеет причину: то, что он есть от кого-то другого, именно от Бога, первого бытия. При этом безусловно и независимо от всякого допущения не теряет силу сказанное: «Человек есть живое существо». Ибо что бы когда- нибудь кто-то ни восхотел пожелать или сделать против сего, суждение: «Человек есть живое существо», останется истинным, если даже нет никакого действительно существующего человека. 12. Когда в толковании на «Бытие» говорится: «Внешнее дело как таковое не бывает благим и Божественным и т.д.», то надо сказать, что это верно, и притом следует из уже сказанного выше. Утверждая сие, я различаю между благим по природе, каковое вместе с сущим подлежит изменению, и благим по благодати, целью которого является вечная жизнь, согласно приведенному слову: «Царство Божие внутрь вас есть»1173. Таким образом, внешнее дело внутреннему нимало не прибавляет нравственного блага, как учит Фома, чвопр.20, ст.4. Этого достаточно к третьему разделу. Итак ясно, что в каждом из приведенных тезисов, — которые содержатся: 1) в книге «Benedictus deus», 2) в моих высказываниях и возражениях критикам, 3) в моем первом толковании на «Бытие», и которые я признаю как действительно записанные и изреченные мною, — что в каждом из них, я повторяю, очевидны истина и основание истины, как я сказал выше. Но очевидным также является и подлинное озлобление либо грубое невежество моих завистников, дерзающих в своих неловких домыслах рассуждать о Божественном, высшем и бестелесном, вопреки тому, что изрек Боэций: «В Божественных вещах надобно размышлять духовно и не соскальзывать к образным представлениям фантазии»1174.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes