На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 175

1. «Из этого ясно следует, св. Писание можно истолковывать иносказательно и т.д.». Здесь надо сказать, что сие, так, как оно изложено, правильно. Писание от этого не становится менее истинным и может быть также истолковано как в прямом, так и в историческом смысле. 2. Когда говорится: «В оправдании грешника необходимо споспешествуют друг другу праведность нерожденная, рождая и производя, и подчиненная и т.д.», то подобает заметить, что сие верно, а именно: в одноименном значении1162 — применительно к Божеству, и в отношении твари и Бога — в аналогическом смысле. Посему, речь идет об одной и той же праведности и благостыне, взятой в простоте и совершенстве в Божестве, в творениях же — по аналогии, как много раз было показано выше. 3. Когда говорится: «Бытие является актуализацией всех сущностных форм, и то, чего жаждет каждая вещь, есть бытие», то это воистину так. Первое — это слово св. Фомы1163, второе, как оно изложено здесь в этой фразе, — высказывание Авиценны1164. 4. Когда говорится: «Само по себе бытие не получает то, что оно есть, в чем-то или от чего-то и т.д.», то надо сказать, что это правильно. Следует различать между формально присущим и абсолютным бытием, которое является Богом. 5. Когда говорится: «Бытие есть Бог», то нужно сказать, что это правильно в смысле абсолютного, но не в смысле формально присущего бытия. И это учение находит доказательство в предшествующем изложении благодаря пяти доводам, на которые, по правде сказать, ничего нельзя возразить. Ведь Он Сам, Истина, говорит: «Аз есмь Сущий» и «Сущий послал меня»1165. Смотри по этому поводу обстоятельное рассуждение в кн.Ѵ «О размышлении» Бернарда1166. 6. Когда говорится: «Только от Бога все вещи имеют бытие: единое бытие и т.д.», то это правильно, как только что, в пункте 5, было показано. 7. Когда говорится: «Всяческое и каждое сущее имеет непосредственно от Самого Бога все свое бытие и т.д.», то это верно, — как было только что сказано, по поводу того же пункта 5. 8. Когда говорится: «Начало, в котором Бог сотворил небо и землю, является первым простым сейчас вечности и т.д.», то надо сказать, что это подлинно и по необходимости так, как изложено здесь. Ибо сотворение и вообще любое деяние Божие есть сама Его сущность. Из этого, впрочем, ни и коем случае не следует, что если Божий акт творения извечен, то и мир в силу этого существует от века, как думают некоторые несведущие люди, поскольку сотворение, рассмотренное в страдательном смысле, так же не вечно, как тварное само по себе. 9. Когда говорится: «Низшие среди сущностей суть первые, и они относятся к бытию и пребывают в бытии тем же образом, что и высшие среди сущностей», то нужно сказать, что это точно так. Пример: все члены тела относятся к бытию тела одинаковым, ибо непосредственным, образом. — Ведь, хотя человек вполне способен жить без рук, глаз и подобных членов, то все-таки существо (если есть такое), коему по природе невозможно иметь глаза и все остальное, не будет как человек человеком. Ибо есть взаимная упорядоченность (последовательность) друг за другом следующих членов, но она не имеет отношения к бытию целого, так как оно едино, а в едином не существует порядка


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes