|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 172
3. Когда говорится: «Благостыня порождает себя и все, что ей присуще, [в блаженном] и
т.д.», то я остаюсь при том мнении, что это правильно, — как сие явствует из третьего
предварительного замечания в его первой части. И кроме того сие следует из приведенного
примера, ведь белое формально получает свое качество белого от белизны и не от чего
другого.
4. Когда говорится: «Благостыня и блаженный суть не что иное, как единое блого и т.д.», то
сие верно и явствует из третьего и второго предварительного замечания, и сему также
соответствует то, что говорится в Матф.10: «Я пришел разделить человека с отцем его»1136, в
Матф.23: «Отцем себе не называйте никого на земле»1137, а еще: «Отвергнись себя и следуй
за
Мною»1138, в 2 Кор.3: «Мы все, открытым лицем взирая на Божью славу, преображаемся в
тот же образ»1139, и в Деян.17: «Мы — Божий род, в Нем мы живем и движемся и
существуем»1140.
Но если в этом же самом месте сказано, что «высшие силы души находятся в чистейшей
храмине души, отрешенно от пространства и времени», то это не что иное, как то, чему учит
св. Фома1141: что чувственные силы обретаются не в душе, а в их носителе, в composition
(одушевленном теле), в то время как разум и воля имеют своим носителем душу. Также
известно, что разум отрекается от «здесь» и «теперь», то есть от имеющего отношение к
пространству и времени. Однако сие, как и подобное ему, служит в книге «Benedictus deus»
нравственной жизни, пренебрежению и презрению временного и телесного, а равно Божией
любви, высшему благу.
И еще здесь, в этом четвертом пункте, надлежит настоятельно указать, что в нем говорится:
названные высшие силы пребывают в душе и сотворены вместе с нею. Посему бессмысленно
и злонамеренно или по недомыслию мне ставят в вину в связи с другим высказыванием, что
яде проповедую о чем-то нетварном принадлежащем душе1142.
5. Когда говорится: «Человеку надо весьма потрудиться, чтобы обнажиться ему от себя
самого и т.д.», то это подлинно так и преследует лишь нравственное воспитание, согласно
слову гл.12 Книги притчей: «Не приключится праведнику никоего зла, что бы с ним ни
случилось»1143. — Ясно ведь, что ни нетварное блого, Бог, сама благостыня, ни природа,
которую он презирает, живя от нее отрешенно и отстранено, не ввергнет благого человека в
смятение.
6. Когда говорится: «Мое сердце и моя любовь [сообщают творению благо] и т.д.», то это
подлинно так. Труд, обращенный вовне, который сам по себе вовсе не несет морального
блага или заслуги, ибо он совершен без любви, вызывается, совершенный с любвью, к бытию
из небытия и отныне стоит целого мира, и Бог — единственное [за него] воздаяние. Это —
так, в соответствии с 1 Кор. 13: «Если имею дар пророчества,.. а любви не имею, то я
ничто»1144.
7. Когда говорится: «Подобный человек пребывает в таком согласии с Богом и т.д.», то надо
сказать, что это верно и кажется бесспорным и направленным на нравственное воспитание,
как и все остальное. Ибо как кто-нибудь мог бы быть блаженным или благим, пожелай он
того, чего Бог не желает, или пожелай он это иначе в сравнении с тем, как Бог этого хочет?
Как, скажем, кто-нибудь мог бы стать блаженным, кто не пожелал бы быть осиян
благостыней либо хотел бы противоположного блаженству? Или же как кто-нибудь мог бы
быть белым в противоположность белизне и чужим белизне? Ибо все совершенство
человека заключается
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|