|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 146
ОБ ОТРЕШЕННОСТИ1010
Я1011 прочел многие писания и языческих учителей и пророков и Ветхого и
Нового Завета и со строгостью и всяческим усердием искал, какова же та
высшая и лучшая добродетель, с помощью которой человек сумел бы вплотную
приблизиться к Богу, смог бы по благодати стать тем, чем Бог является по
естеству, и вполне уподобиться тому первообразу1012, каким он был в Боге,
покуда между Богом и ним не было никакого различия, еще до того, как Бог
создал тварь. И когда я углубляюсь в Писание, — насколько хватает моего
разума и насколько он может вникнуть, — я не нахожу ничего, кроме чистой
превосходящей все отрешенности, ибо все добродетели имеют некую
приверженность к твари, а отрешенность от всех творений свободна. Потому-то
и говорил наш Господь Марфе: «unum est necessarium»1013, а это все равно что
сказать: Марфа, кто хочет быть беспечальным и чистым, тот должен иметь
одно, отрешенность.
Учителя восхваляют любовь, подобно святому Павлу, который говорит: «Какой
бы подвиг я ни взвалил на себя, если я не имею любви, я — ничто»1014. Ноя
ставлю отрешенность выше всякой любви. Во-первых, потому, что лучшее, что
есть в любви, это то, что она вынуждает меня полюбить Бога, а отрешенность
вынуждает Бога меня полюбить. Гораздо ценней, что я влеку Бога к себе, чем
сам влекусь к Богу. И это все оттого, что Бог может глубже проникнуть в меня и
лучше объединиться со мной, чем я мог бы объединиться с Богом. А то, что
отрешенность привлекает Бога ко мне, я докажу так: каждая вещь охотней
пребывает на своем естественном месте1015. Естественным же местом Бога
является цельность и чистота, каковая проистекает из отрешенности. Потому-то
Бог поневоле должен отдать Себя отрешенному сердцу. Во-вторых, я ставлю
отрешенность выше любви, поскольку любовь меня вынуждает к тому, чтобы я
все перетерпел ради Бога1016. Отрешенность же убеждает меня, дабы я ни к
чему, кроме Бога, не был восприимчив. Ведь гораздо достойней не быть, кроме
Бога, ни к чему восприимчивым, чем все переносить ради Бога, ибо в страдании
человек имеет приверженность к твари, от которой он и имеет страдание, а
отрешенность от всякой твари свободна. То, что отрешенность ни к чему, кроме
Бога, не восприимчива, докажу я так: что должно быть воспринято, то должно
быть во что-то воспринято. Отрешенность же столь близка к ничто, что нет
ничего достаточно тонкого, что могло бы в ней содержаться, кроме одного Бога.
Он так прост и тонок, что может найти Себе место в отрешенном сердце.
Посему отрешенность не восприимчива ни к чему, кроме Бога.
Учителя также ставят смирение выше многих других добродетелей1017. Ноя
ценю отрешенность выше всякого смирения, и вот почему: смирение может
быть без отрешенности, а совершенной отрешенности без совершенного
смирения быть не может, поскольку совершенное смирение доходит до
уничтожения себя самого. Отрешенность же соприкасается столь тесно с ничто,
что между совершенной отрешенностью и ничто не может быть ничего.
Поэтому совершенная отрешенность не может существовать без смирения. А
две добродетели всегда лучше одной. Другая причина, почему я предпочитаю
смирению отрешенность: совершенное смирение преклоняется перед всеми
творениями, и в сем преклонении человек исходит из себя самого к твари, а
отрешенность пребывает в себе самой. И никакой исход не может быть столь
прекрасен, сколь прекрасно пребывание в себе. Об этом пророк Давид говорил:
«Omnis gloria ejus filiae regis ab intus»1018, то есть: «Царская дочь черпает всю
свою славу из сокровенного своего». Совершенная отрешенность не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|