|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 142
благу, парящему в нем самом, неприкасаемому ни этим, ни тем. Внешний же человек
есть древо худое, которое никогда не сможет дать добрых плодов.
О благородстве сокровенного человека, духа, и о недостоинстве внешнего человека,
плоти, говорят также и языческие учителя, Туллий и Сенека, что нет без Бога разумной
души, семя Божие покоится в нас. Если найдет оно доброго, мудрого и
трудолюбивого пахаря, то лучше взойдет и потянется к Богу, Чьим оно является
семенем, и плод уподобится Божией природе985. — Семя груши вырастает в грушевое
дерево, семя ореха — в грецкий орех, семя Бога — в Бога. Но если случится, что
доброе семя получит землепашца злого и глупого, то вырастут плевелы и покроют и
задавят доброе семя, так что оно не осветится и не сможет взойти. И все же говорит
Ориген, учитель великий: поскольку Сам Бог это семя посеял, вдавил и родил, оно
может совсем укрыться и спрятаться, — но никогда истребиться и заглохнуть в себе;
оно светится и блестит, сияет и пламенеет и непрерывно тянется к Богу986.
Первая ступень сокровенного и нового человека, говорит святой Августин, это когда
человек живет по подобию людей благих и святых, но до времени опирается на
костыли и держится около стен и еще пробавляется молоком.
Другая ступень, — когда он взирает не только на внешние образы и добрых людей, но
бежит и поспешает к учению, к Божьему указанию и к Божественной мудрости,
обращает человечеству спину, Богу лицо, вылезает из материнского лона и улыбается
Отцу в небесах.
Третья ступень, когда человек все больше и больше отходит от матери и все дальше и
дальше отстоит от ее лона, избегает заботы, страх отметает, — так что, если бы он мог
сотворить, не озлобляя прочих людей, зло и неправду, то это его не прельстило бы.
Ибо он в благом рвении так связан с Богом любовью, что Тот его ведет и приводит в
радость и в сладостность и блаженство, где для него невыносимо все то, что Тому
неподобно и чуждо.
Четвертая ступень, — когда он возрастает все больше и больше, в любви и в Боге
укореняясь, так что готов принять на себя любое искушение, испытание, злоключение
и переживание горя охотно и добровольно, жадно и радостно.
Пятая ступень, — когда он всегда и повсюду живет умиротворенным в себе, тихо
покоясь в богатстве и переизбытке высшей неизреченной премудрости.
Шестая ступень, это когда человек развоплощен и перевоплощен вечностью Бога и
достиг вполне совершенного забвения преходящей и временной жизни и поднят и
преображен в Божественный образ, стал Божьим сыном. Дальше и выше нет
ступеней; и там — вечный покой и блаженство, ведь завершение сокровенного
человека и нового человека есть вечная жизнь987.
Для этого сокровенного человека высокого родом, в котором вдавлено и посеяно
Божие семя и изображение Бога, — ибо семя и образ Божией природы и Божьего
существа, Сын Божий, является и его узнают, даже когда он время от времени
пребывает сокрытым, — [для сего] великий учитель Ориген988 приводит такое
сравнение: образ Бога, Сын Божий, в основании души, как животворный источник.
Если кто-то бросит на него землю, то есть земные желания, то это закроет и засыпет
его, так что о нем не узнают и не проведают. И все же он останется живым сам в себе,
и когда землю, которую на него сверху извне навалили, поднимут, он явится опять и
его обнаружат. И говорит, что на эту истину указано в первой
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|