На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 141

| в начало назад к содержанию вперед в конец | II. О ЧЕЛОВЕКЕ ВЫСОКОГО РОДА969 Наш Господь в Евангелии говорит: «Некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться»970. В этих словах наш Господь учит нас, сколь благородным по своей природе сотворен человек и сколь Божественно то, к чему он по благодати может прийти, а также как человеку к этому надо идти. Также в этих словах затронута большая часть священного Писания. Во-первых, следует знать, — и это вполне очевидно, — что люди имеют в себе двойную природу: тело и дух. Потому-то одно сочинение и говорит: кто себя познал, тот познал все творения, ибо все твари суть тело иль дух971. Потому же и Писание говорит о человеческом, — что в нас есть человек внешний и другой, внутренний человек972. К внешнему человеку относится все, что присуще душе, связано и смешано с плотью и имеет общее дело с каждым и в каждом члене телесном, как, например, с глазом, ухом, языком, рукой и подобным. И все это называет Писание ветхим человеком, земным человеком, внешним человеком, враждебным человеком, рабским человеком. Другой человек, который существует в нас, это внутренний человек, его же именует Писание человеком новым, человеком небесным, человеком юным, другом и человеком высокого рода973. И это то, что наш Господь говорит, что «некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну и получил себе царство и возвратился». Еще же надобно знать, что говорит святой Иероним и говорят вообще все учителя, что каждый человек, уже потому, что он человек, имеет доброго духа, ангела, и злого духа, беса974. Добрый ангел склоняет и побуждает его неуклонно к тому, что является благом, к тому, что от Бога, что добродетельно и небесно и вечно. Злой дух неустанно подбивает и толкает человека на то, что временно и преходяще, на то, что порочно, зло и от дьявола. Сей злобный дух постоянно с внешним человеком беседует, а через него во всякое время тайно подступает и к сокровенному человеку, точно так же как змей вел разговор с Евой-женою и через нее обращался к мужу-Адаму975. Внутренний человек — это Адам. Муж в душе — это доброе дерево, которое снова и снова приносит благие плоды и о котором наш Господь говорит976. Он также есть поле; на нем Бог посеял образ и подобие Себя Самого977 и сеет доброе семя, корень всякой премудрости, всяких искусств, всех добродетелей и всяческих благ — семя Божьего естества978. Семя Божьего естества есть Божий Сын, Божие Слово979. Внешний человек, или враждебный и злой человек, посеял и бросил здесь плевелы980; о нем говорит святой Павел: я нахожу в себе нечто, что препятствует мне и противно тому, чего требует Бог и к чему Бог призывает и что Бог сказал и еще говорит в вышнем, в основании моей души981. И в другом месте он сетует и говорит: «Бедный я человек! Кто освободит меня от этой смертной плоти и тела?»982. И говорит еще в одном месте, что дух человека и его плоть во всякое время друг против друга сражаются. Плоть тянет к пороку и злу, дух зовет к Божией любви, к радости, миру и ко всяческой добродетели983. Кто следует духу, живя по его повелению, тот принадлежит вечной жизни984. Внутренний человек — это тот, о котором наш Господь говорит, что «некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство....». Это доброе древо. О нем наш Господь говорит, что оно всегда приносит благие плоды и никогда злые, ибо оно хочет блага и склонно ко благу, — ко


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes