|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 139
Третья причина, отчего мне было бы ненужно и неприятно Бога упрашивать, чтобы Он
меня исцелил, — я не хочу и не должен молить богатого, щедрого на любовь и
милосердного Бога о таком пустяке. Допустим, что я отправился к папе за сотню или
даже две сотни миль и сказал, встав перед ним: «Господин, отче святой, я миновал с
большими затратами двести миль тяжелой дороги и я Вас прошу, — за чем я к Вам и
пришел, — чтобы Вы дали мне один боб»; воистину, сам он и каждый, кто это
услышит, скажет, и между прочим вполне справедливо, что я изрядный дурак. То, что
сейчас я скажу, является подлинной правдой: все добро и даже вся тварь в сравнении
с Богом меньше, чем один боб против всего этого телесного мира. Посему, будь я
мудрым благим человеком, я, по совести говоря, погнушался бы у Бога просить, чтобы
мне стать здоровым.
В связи с этим словом я также скажу: вот признак нездорового сердца, — когда
человек бывает веселым иль грустным из-за преходящих вещей сего мира. Этого,
если замечаешь в себе, надо глубоко, всем сердцем стыдиться перед Богом и Его
ангелами и людьми. Так сильно стыдятся изъяна лица, на который взирают люди со
стороны. Что хочу я дальше сказать? Книги Ветхого и Нового Завета, а равно святых и
язычников изобилуют тем, как благочестивые люди с готовностью свою жизнь
отдавали, а также от себя самих отрекались ради Бога и из естественной
добродетели.
Языческий учитель Сократ сказал, что добродетели делают невозможные вещи
возможными, а также легкими и приятными961. И я не хотел бы забыть, как одна
блаженная женщина, о которой пишется в «Книге Маккавеев», однажды увидела
перед своими глазами ужасные, невыразимо жестокие и лютые пытки, коими
истязали и мучили ее семерых сыновей, и, воззрев на это радостным взором, она
укрепляла их и всех по одному увещала ничего не бояться и добровольно отдать за
Божью правду тело и душу962. На этом книге конец. Но я желаю сказать еще пару слов.
Одно — вот каково: что человек благой и воистину Божий должен изрядно и весьма
устыдиться, если его когда-либо взволнует какое-то горе. Ибо мы видим, что купец
ради стяжания незначительной и неверной прибыли часто странствует по столь
дальним краям, столь разбитым дорогам, по горам и долинам, по диким местам и
морям, среди расхитителей и убийц тел и имущества и терпит большую нехватку в
еде, в сне и питье и другие лишения, но все это забывает охотно и с легким сердцем
ради малой сомнительной пользы. Рыцарь в бою рискует добром, телом, душой из-за
преходящей и весьма кратковременной славы. Нам же мнится великим, когда мы
чуть-чуть пострадаем ради Бога и вечного блаженства.
Другое слово, которое я имею в виду, что иной неотесанный человек скажет, что
многие словеса, их же я записал в этой книге и где-нибудь в другом месте, не
являются истинами963. Ему отвечу я то, что святой Августин говорит в первой книге
своей «Исповеди». Он говорит, что все, что еще только грядет, даже через тысячи и
тысячи лет, — если мир просуществует столь долго, — Бог ныне соделал, и все, что
миновало несколько тысячелетий назад, сегодня соделает. Как же мне быть, если кто-
то этого не разумеет?964 И опять-таки говорит в другом месте, что человек, который
чрезмерно любит себя, хотел бы других ослепить, чтобы его слепота скрытой
осталась965. Мне достаточно, что во мне и в Боге истинно то, что я говорю и пишу. Кто
видит палку, погруженную в воду, тому кажется, что палка кривая, а она совершенно
прямая. Это от того происходит, что вода грубее, чем воздух; палка прямая, а не
кривая, — сама по себе и в глазах того, кто на нее смотрит в чистоте одного только
воздуха.
Святой Августин говорит: «Кто без различных представлений, многообразных
примеров и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|