На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 138

претерпело всевозможные великие муки, говорит, что мир их не был достоин956; и это слово, если его верно понять, несет в себе тройной смысл. Первый — тот, что сей мир недостоин жизни многих добрых людей. Второй смысл благородней; в соответствии с ним красота этого мира невелика и неценна, Бог один ценен, потому-то благие люди для Бога ценны и суть ценность Бога. Третий смысл, а о нем-то я здесь и веду разговор, состоит в том, что сей мир, то есть люди, которые любят сей мир, недостойны переносить ради Бога скорбь и лишения. Об этом написано, что святые апостолы радовались, когда удостоились принять бесчестье во имя Божие957. Ну вот, достаточно слов. В третьей части сей книги я хочу написать о некой отраде, как еще в своем страдании должен и может утешиться благой человек; ее вы найдете в поступках, а не только словах благих и мудрых людей. III В «Книге Царств» мы читаем о том, как некто изрыгал на царя Давида хулу и поносил его тяжко. Тогда один из друзей Давида сказал, что он хочет убить того злого пса. Давид же ответил: «Нет, ведь, может статься, через эту хулу Бог желает и умышляет мне даровать мое наилучшее»958. В «Книге отцов» мы читаем, что некий человек сетовал святому отцу, что он терпит муки. Отец же сказал: «Хочешь ли, сыне, чтобы я умолил Бога, дабы Он у тебя это отнял?» — А тот отвечал: «Нет, отче, ибо это целительно для меня, я знаю наверное. Но попроси Бога, да ниспошлет Он мне свою благодать, чтобы я по доброй воле страдал»959. Как-то раз одного больного человека спросили, почему он не молит Бога о том, чтобы Он его исцелил. Человек же сказал, что по трем причинам не хочет этого делать. Первая — та, что, как он уверен, любящий Бог никогда не допустит, чтобы он захворал, не будь сие к его благу. Другая причина заключается в том, что человек, если он благ, хочет всего, чего хочет Бог, а не наоборот: Бог желает того, чего человек пожелает; это было бы совершенно неверно. А потому, раз Он хочет, чтобы я заболел (ибо не будь Его воли, сего не случится), то и я не должен хотеть быть здоровым. Ведь, без сомнения, если бы так получилось, что Бог меня исцелил вопреки Своей воле, то мне то, что Он меня исцелил, было бы ненужно и безразлично. Хотение идет от любви, нехотение происходит от нелюбви. Мне много лучше, милей и полезней, если Бог меня любит, и я при этом хвораю, чем когда я телом здоров, но Бог не любит меня. Что Бог любит, то является чем-то, чего Бог не любит, то ничем не является, так говорится в «Книге Премудрости»960. Ведь истина в том состоит, что все, чего хочет Бог, становится благом уже в том и из-за того, что Бог этого хочет. — В самом деле, говоря по-людски, мне было бы гораздо приятней, если бы меня полюбил богатый, имеющий власть человек, [скажем] король, и все-таки на время оставил меня без подарков, чем если бы он сию же минуту приказал мне что-то подать и в сущности меня не любил. Если он мне сейчас из любви ничего не дает, то он потому мне ничего не дает, что хочет позже меня одарить щедрей и богаче. Я допускаю, что человек, который любит меня и сейчас мне ничего не дает, захочет мне потом что-то подать; быть может, впоследствии он придумает что-то получше и пожалует мне. Мне следует ждать терпеливо, в особенности если его дар из милости и не заработан. И вот что еще верно: на чью любовь я не обращаю внимания и чьей воле моя воля противна и от кого мне нужны только подарки, тот, — и сие будет вполне справедливо, — мне ничего не подаст, а также возненавидит меня и бросит в несчастии.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes