|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 128
подобие от Единого, в Едином и Единому является истоком и началом любви,
цветущей и пламенной. Единое есть начало без всякого начала. Подобие есть начало
только от Единого; и |оно] восприемлет, что оно есть и что оно есть начало, от
Единого и в Едином. Любовь по своей природе обладает тем, что она проистекает и
исходит от Двоих как Единое. Единица как Единица не порождает любви; Двое как
Двое любви не рождают; — Двое как Единое волей-неволей порождают любовь,
естественную, ревностную и горячую.
Соломон говорит, что все воды, иначе сказать, все творения, текут и к своему истоку
вспять возвращаются909. Поэтому по необходимости верно то, что я сказал: подобие и
горячая любовь возносят, ведут и доставляют душу к первому истоку Единого,
Которое является «Отцом всех» «на небе и на земле». И я говорю, что подобие,
рожденное от Единого, ведет душу к Богу, ибо Он есть Единое в Своем сокровенном
единстве с Единым910, здесь изъясняемым. Для сказанного у нас есть зримый образ:
когда телесный огонь дерево возжигает, искра приемлет природу огня и
отождествляется с чистым огнем, а тот тотчас возносится к небу. Тут же искра
забывает и оставляет мать и отца, брата и сестру на земле и устремляется ввысь к отцу
в небесах. Отец искре здесь на земле есть огонь, ее мать — кусок древесины, ее
братья и сестры — искры другие; их первая искорка не дожидается. Она летит
стремглав ввысь к истинному отцу своему, им же является небо. Ведь знающий истину
разумеет, конечно, что не огонь для искры — истинный и правый отец, ибо он есть
огонь. Истинным правым отцом для искры и всего огненного является небо. Еще
весьма примечательно, что эта искорка оставляет и забывает не только отца и мать,
брата и сестру на земле; но она и себя из любви оставляет, забывает и покидает, дабы
ей к своему подлинному отцу, к небу, взойти, хотя ей поневоле придется угаснуть в
холоде воздуха; но она желает выказать природную любовь, каковую питает к
истинному, небесному отцу своему.
И как было сказано прежде о пустоте или о наготе, — что в соответствии с тем,
насколько душа прозрачна, обнажена и бедна и сколь мало она имеет творений и от
всех вещей остается свободной, которые не являются Богом, настолько чисто она Бога
приемлет и в Боге столь много, и настолько едина она становится с Богом и лицом к
лицу на Бога взирает, а Бог на нее, словно в едином образе преображенные, как
говорит святой Павел911, — так же ныне я говорю о подобии и жаре любви: ведь чем
больше одно подобно другому, тем больше оно к тому устремляется, тем проворней
оно, в своем беге успешней, блаженней; и чем дальше оно отойдет от себя и всего,
что не есть то, к чему стремится оно, и чем меньше похоже оно на себя и на все, что
тем не является, тем больше оно уподобится, к чему устремляется. И поскольку
подобие из Единого истекает и тянет и манит с помощью силы и в силе Единого,
постольку ни тому, что влечет, ни тому, что влечется, не будет покоя и мира, пока они
не объединятся в Едином. Посему наш Господь сказал, указуя, через пророка Исаию,
что высшего подобия и мира любви Мне не хватит, пока Я Сам не откроюсь в Сыне
Моем, и Сам Я не возгорю и не воспламенюсь в любви Духа Святого912. И наш Господь
молил Отца Своего, чтобы с Ним и в Нем мы стали едины, а не только объединились.
Этой речи и истины этой мы имеем зрительный образ, а также зримое свидетельство
в природе. Когда огонь возгорится и зажжет и воспламенит деревяшку, то сделает
огонь деревяшку весьма тонкой и на себя непохожей и отнимет у нее грубость, холод,
тяжесть и водянистость, уподобляя себе, огню, деревяшку все больше и больше.
Иначе ни огонь, ни дерево не успокоится, не замолчит, не уймется ни при каком
тепле, жаре или подобии, пока огонь себя самого в дереве не родит и не сообщит ему
личную свою природу и сущность себя самого, дабы все стало огнем, равно присущим
обоим, ни меньше, ни больше, а безраздельно. И потому, пока сего не случится,
бывает дым, борьба, треск, усилие и спор между деревом и огнем. Когда же все
нетождество будет отнято и отброшено, огонь успокоится и древесина умолкнет. И я
скажу больше по
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|