|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 124
говорит: «Забота человека — в устах его»886. Поэтому есть верный признак того, что не
Бог, но тварь живет в сердце у человека, — если он еще находит вовне склонность и
утешение.
Поэтому благому человеку подобает пред Богом и перед самим собой весьма
устыдиться, когда он обнаружит, что Бог — не в нем, и не в нем Бог-Отец дела
совершает, но еще страстная тварь в нем проживает и клонит его и творит в нем дела.
Поэтому царь Давид говорит и в Псалтири сетует: «Слезы были для меня радостью
день и ночь, когда мне говорили: где Бог твой?»887 Ведь к внешнему склоняться и
обретать в безотрадном отраду и говорить о нем с весельем, охотно и много есть
признак того, что Бог не явлен во мне, не бдит, не творит. И надо бы стыдиться перед
благими людьми, что они такое за тобой замечают. Благому человеку никогда не
следует горевать из-за утрат и страданий; лишь на то ему надо бы сетовать, что он
сетует и что видит в себе жалобы и печаль.
Учителя говорят, что под самым небом пылает огонь, весьма пространный и в своем
жаре мощный, и все-таки неба он никак не касается888. А одно писание гласит, что
души самое низкое благородней самого высокого в небе889. Как же может тогда
дерзать человек, будучи человеком небесным и имея в небесах свое сердце,
становиться унылым и скорбным из-за ничтожных вещей?
А теперь скажу я другое. Благой человек не может быть тем, кто не хочет того, чего
сам Бог пожелает; ведь невозможно, чтобы Бог чего-то хотел кроме блага. Именно в
том и в силу того, что так хочет Бог, сие становится и поневоле пребывает благим, а
равно и наилучшим. И потому наш Господь учил апостолов, а в их лице нас, и мы
каждый день просим, дабы исполнилась воля Господня890. И все же мы сетуем, когда
воля Господня приходит и исполняется.
Сенека, учитель языческий, вопрошает: что есть лучшая отрада в печали и горе? — и
говорит: это когда человек принимает все вещи, словно он их желал и молился о
них891. Но ведь и ты их желаешь, коль скоро известно тебе, что все происходит из
Божьей, с Божьей и в Божьей воле. Так взывает один языческий учитель: Герцог и
верховный Отец и Господин высокого неба, я готов ко всему, чего Ты пожелаешь,
даруй мне волю хотеть по твоей воле!892
Благой человек должен довериться Богу, уверовать и не сомневаться и Бога познать в
совершенстве; для Бога, благости Его и любви невозможно допустить, чтобы на долю
человека выпала скорбь и печаль без того, чтобы Он не отнял бы от него еще большей
печали и не хотел уже на земле его сильнее утешить или же извлечь от сего и из сего
нечто такое, в чем Божья честь проявлялась бы полней и наглядней. И вот что еще:
лишь потому, что таково произволение Божие, чтобы нечто случилось, воля благого
человека должна с Божественной волей смириться и так объединиться, чтобы человек
желал с Богом одного и того же, будь это его несчастьем или даже проклятием.
Поэтому и хотел святой Павел, да останется он ради Бога, ради Божией воли и ради
чести Божией отлученным от Бога893. Ведь для человека воистину совершенного
должно стать привычным — пребывать мертвым для себя самого, в Боге от себя
отрешенным и в Божией воле преображенным, дабы все его блаженство в том
состояло, чтобы ни о себе, ни об ином не знать ничего, а знать единого Бога, ничего
не желать, другой воли не ведать, кроме воли Бога, и хотеть так Бога познать, как Бог
меня знает, как говорит святой Павел894 Бог знает все, что Он познает, любит и хочет
все, что Он любит и хочет, в Самом Себе в Своей личной воле. Наш Господь Сам
говорит: «Сия есть жизнь вечная — знать единого Бога»895.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|