|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 122
праведника не производит никоего впечатления или влияния и не порождает себя в
том, чей отец — единственно Бог. Посему человек должен весьма потрудиться, чтобы
отречься ему от себя самого и всей твари и дабы не ведать ему другого отца кроме
единого Бога. Тогда ничто не сумеет его опечалить и удручить: ни Бог, ни создание, ни
сотворенное, ни нетварное; и все его существо, житие, постижение, знание и
обожание — из Бога и в Боге и Бог.
Есть и другое, что надобно знать и что человека утешит в любой его скорби. Это когда
праведный и благой человек без всяких сомнений несоизмеримо, даже несказанно
больше радуется деяниям праведности в сравнении с тем, как он, или сам верховный
ангел, ощущает блаженство и счастье от своего природного бытия и своей жизни.
Потому-то святые с радостью отдавали свои жизни за правду.
Итак, я говорю: если с благим и праведным человеком приключится внешняя напасть,
а он в равнодушии и покое своего сердца останется недвижим, тогда подтвердится то,
что я сказал, что праведника ничто не ввергнет в уныние, что бы с ним ни случилось.
Однако если окажется, что он озабочен из-за внешней напасти, то будет, воистину,
справедливым и правильным, что Бог попустил, дабы напасть с тем приключилась,
кто хотел быть и мнил себя праведным, хотя ничтожные вещи смогли его озаботить.
Но ведь таково как-никак право Божие; посему пусть человек не убивается из-за этого,
но радуется этому много больше, чем своей собственной жизни, которая, впрочем,
каждому человеку все же милей и дороже, чем весь этот мир: ибо какая польза была
бы от мира, если бы не было человека?
Третье слово, которое можно, а равно следует знать, заключается в том, что, согласно
естественной правде, один только Бог — источник и русло для всякого блага,
сущностной истины и отрады. И все, что не есть Бог, то из себя источает природную
горечь, печаль и страдание и к благости, каковая от Бога исходит и является Богом,
нимало не прибавляет, но умаляет ее и покрывает и прячет ту сладость, негу и
радость, которую дарует Бог.
И вот я говорю дальше, что всякое страдание проистекает из страсти к тому, чего меня
лишила утрата. Если утрата внешних вещей мне приносит страдание, то это верный
признак того, что я люблю внешние вещи и люблю, по правде сказать, скорбь и
печаль. — Что же странного в том, что становлюсь я печален, когда я люблю и ищу
страдание и горе? Мое сердце и моя любовь приписывает творению блого, а оно
является достоянием Бога. Я обращаюсь к творению, от которого по природе исходит
страдание, и устремляюсь от Бога, от Которого изливается всякая радость. Что же
тогда удивляться тому, что я становлюсь скорбным и пребываю унылым? Подлинно,
для Бога и для всего мира сие невозможно, чтобы истинную отраду обрел человек,
ищущий отраду в творениях. Но кто одного только Бога возлюбит в творении, а
творение — лишь в Боге, тот повсюду обретет истинную, верную и равную радость.
Сказанного достаточно для первой части сей книги.
ИИ
А теперь в другой части следуют примерно тридцать отрывков, каждый из которых
сам по себе надлежащим образом должен утешить разумного человека в его скорби.
Вот первый: нет несчастья и утраты без радости, и никакая утрата не бывает только
утратой. Поэтому говорит святой Павел, что не потерпит Божья верность и благость,
чтобы какое-нибудь испытание или мучение стало невыносимым. Бог творит и подает
во всякое время какую-то радость, а с ней можно кое-как перебиться878. Также
угодники и языческие учителя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|