|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 116
1.24. «А Иаков пошел путем своим». И ниже: «и остался один. И боролся некто с ним» и
т.д.
Из этого следует, что человек, пока он один, подвергается искушениям, Еккл.4: «Горе
одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его», а также выше: «Двоим лучше,
нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их»820. И Сенека
пишет в послании 10: «Увидав как-то раз одиноко идущего юношу, Зенократ спросил у него,
что он делает один. "Я беседую сам с собой", — отвечал тот. На что Зенократ сказал: "Прошу
тебя, будь осторожен и внимательно наблюдай за тем, чтобы не беседовать со скверным
человеком". Неопытных нельзя оставлять наедине с собой. Вскоре у них появятся дурные
помыслы; вскоре их дух обнаружит то, что раньше утаивал из-за страха или стыда, затем
поощрит дерзость, разожжет похоть и возбудит гневливость»821. А дальше в послании 25 он
говорит: «Одиночество толкает нас ко всякому злу. Если ты так преуспел, что способен сам
следить за собой, то можешь отпустить учителя, а до тех пор позволь хранить тебя
внушающим доверие людям»822. Посмотри об этом ч.ИИ-ИИ, предпоследний вопрос,
последняя статья823.
28. «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль».
Августин вопрошает, отчего Иаков, «коему Господь сказал: "Отныне имя тебе будет не
Иаков, а Израиль", именовался на протяжении всей своей жизни», — даже Самим Господом,
— «а равно и позже, уже после смерти, Иаковом»824, тогда как со всеми прочими, чье имя
было изменено, такого не случалось. Ибо после того, как в семнадцатой главе Авраму было
наказано именоваться не Авраном, а Авраамом825, он ни в Священном Писании, ни в нашем
словоупотреблении более не называется Авраном. Августин отвечает, что «имя Израиль, то
есть "видящий Бога", относится к обетованию» или той жизни, где «старое имя, то есть
"борьба", больше не имеет значения и видение Бога становится высшей наградой»826. Итак,
прими в простоте, о чем свидетельствует Августин: блаженство состоит в созерцании или
познании Бога. Об этом ты найдешь многое в нашем «Произведении вопросов».
Теперь же я приведу некоторые изречения Августина, в которых это выражено особенно
ярко. В трактате «О церковных обычаях» Августин говорит: «Возможно, кто-нибудь спросит, и
ничего неуместного в этом не будет, что есть вечная жизнь. Но давайте лучше послушаем
Того, Кто ее подает. "Сия же есть жизнь вечная, — Он говорит, — да знают Тебя, единого
истинного Бога"». И ниже: «Итак, вечная жизнь есть познание самой истины»827.
Далее, в послании к Дардану он говорит так: «Подлинно блаженны те, для кого обладать
Богом означает не что иное, как Его знать. Ибо такое познание включает в себя всю полноту
истины и блаженства»828.
В третьей части «Толкования на Евангелие от Иоанна», в гомилии 47, Августин, изъясняя
слова Иоан.16: «но Я увижу вас опять», говорит так: «К плоду созерцания относится всякое
благочестивое дело. Все, что ни происходит доброго, относится к созерцанию, ибо
совершается ради него. Само же оно есть и имеется не ради чего-то другого, но ради себя
самого. Ведь в нем заключается цель, которой "довольно для нас"»829.
Наконец, в-четвертых, в кн.1 «О Троице» гл.8 Августин тщательно и пространно разъясняет,
что есть блаженная жизнь, толкуя в этом смысле многие свидетельства Павла и Иоанна, в
[его первом] посланииз30.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|