На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 115

природной необходимости или отсутствию Божественного промысла, но вине и неразумию человека, Прит.19: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа»809. О том же говорит Саллюстий в сочинении «О Югуртинской войне»: «Несправедливо сетует человеческий род на присущее ему естество. Ведь когда закованная в цепи злых похотей душа гибнет из-за пагубных вожделений, а человек стремится к тому, что ложно, ненужно и даже опасно, то он скорей пребывает во власти случайностей, чем управляет случайностью»810. Сенека говорит в послании 4: «Закон естества определил не голодать и не жаждать», здесь сказано: хлеб есть, «не мерзнуть», здесь сказано: одежду одеться. И продолжает: «Чтобы избежать жажды и голода, не надо испытывать море и принимать участие в войнах. То, чего достаточно, находится под рукой. Пот проливают ради излишнего; оно нас изнуряет и старит»811. А в послании 22 он говорит: «Природа невиновна в том, что мы скверно живем. Ей надо бы на нас жаловаться и говорить: Как такое случилось? Я родила вас без страстей, без страхов, без суеверий, без вероломства и прочих пороков. Какими вы пришли в этот мир, такими его и оставьте»812. Еккл.7: «Лишь то я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы»813. Более подробно я об этом сказал в «Произведении вопросов»814, где рассуждал о зле и есть ли высшее зло. Глава тридцатая 1.41. «Иувидела Рахиль....». И ниже: «Иаков клал прутья в корытах» и т.д. Следует заметить, что кроме того, что здесь приводит Августин815 о возложении прутьев, и того, что имеется во взятой из Иеронима глоссе816, Авиценна говорит в кн. ИѴ «О душе» гл.4: «Обрати внимание на настроение больного, когда он верит в то, что будет здоров, или здорового, когда он полагает, что болен. Часто случается, что когда форма закрепляется в душе человека, то материя души подпадает под ее воздействие, и из сего возникает здоровье либо болезнь. И это воздействие сильней того, что делает врач своими инструментами и лекарствами. Поэтому же человек может расхаживать по бревну, когда оно лежит посреди улицы; но когда оно станет мостом над глубокой водой, человек не отважится ходить по нему. Ведь в душе его изображается и накрепко запечатлевается форма падения, которой повинуется его природа и сила его членов»817. Также в конце своей кн.ѴИИ «О зверях» Авиценна говорит так: «К удивительным явлениям из [жизни] животных относится то, что, когда курица в схватке победит петуха, она, словно петух, распускает и поднимает свой хвост и, наподобие петуха, в торжестве ударяет своими крылами, и временами на ее лапе, как будто у петуха, образуется шпора. Здесь можно увидеть, сколь послушна природа представлениям души, ибо у курицы из-за ее представлений по окончании драки появляется шпора на лапе»818. К сказанному относится и то, что говорит Августин в кн. ХИ «О Троице» гл.2: «Любовь и страсть или похоть крепко охватывают тело одушевленного существа и изменяют, — если не препятствует ленивая и грубая материя, — его внешний вид и цвет так, что он уподобляется [тому, кто любим]. Это можно наблюдать на примере тушки хамелеона, легко принимающего цвет, который он увидит. У других зверей, чье тело, в силу его грузности, не подвержено столь легкому изменению, [внешний вид] потомства в большинстве случаев выдает пристрастия матерей и являет то, на что они взирали с большим наслаждением»819. Глава тридцать вторая


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes