|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 114
Посему в предисловии к кн.1 рабби Моисей говорит: в аллегории сей лестницы следует
обратить внимание на семь слов, а именно: первое — лестница, второе — стоит на земле,
третье слово — верх ее касается неба, четвертое — ангелы, пятое — восходят, шестое —
нисходят, седьмое — Господь стоит на ней795. Об этом я более подробно писал в
сочинении «Об иносказательности естественных вещей»796.
20. «Если Бог будет со мною и даст мне хлеб есть и одежду одеться».
Надобно заметить, что, толкуя эти слова в кн.ИИИ, гл.13, рабби Моисей разрешает два
вопроса, которые со времен древности всегда и везде обсуждали многие люди. Первый
касается мнения, что «зло этого мира преобладает над благом». Ведь «если сравнить время
покоя и радости, выпавших на долю человека, с временами невзгод и скорбей, болезней и
тягот, то можно увидеть, что бытие человека является карой и великим несчастием»797,
согласно Иов.7: «дни наемника» либо, — в соответствии с другим способом чтения, —
«недостоинство» и «испытание» есть «жизнь человека на земле»798, и «человек, рожденный
женою, пресыщен печалями» и т.д., Иов.14799.
Второй вопрос состоит в том, что то зло, которое терпят, люди более связывают с
необходимостью, вызванной слабостями человеческого естества, превратностями или
судьбой, чем с личной виной, — как будто Бог не заботится и не печется о делах людей,
согласно сказанному: «Он ходит по небесному кругу и не взирает на нас», Иов.22800.
На оба вопроса [рабби Моисей] отвечает, основываясь на приведенных словах: если Бог
будет со мною и даст мне хлеба т.д. Он говорит: если посмотришь на то, в чем нуждается
человек, именно в питании и платье, то поймешь, что зло касается не большинства, а только
немногих людей801, 1 Тим.6: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем»802. Ибо
«природа, — как сказал Боэций в кн.ИИ "Об утешении", — довольствуется малым и
незначительным»803, и далее там же:
Был счастлив первый век, довольный
Надежной пашнею своею804.
Об этом же поэт говорит:
Если желудок и бок твой и ноги здоровы, — не смогут
Даже богатства царя придать тебе что-нибудь больше805.
Но если ты посмотришь на то, что чрезмерно и к чему устремляется алчность, то именно в
нем зло настигает многих людей. И об этом свидетельствует апостол в 1 Тим.6: «Желающие
обогащаться впадают в искушение и в сеть дьявола и во многие безрассудные и вредные
похоти»806. Сие имеет в виду Иаков, восклицая в молитве: если Бог будет со мною и даст
мне хлеб есть и т.д., в соответствии со словами из Матф.6: «хлеб наш насущный дай нам»807.
Прит.30: «Богатства и нищеты не давай мне, питай меня хлебом насущным»808.
Из сказанного выясняется ответ на второй вопрос, а именно то, что зло следует приписать не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|