На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 108

Августин говорит в послании к Консенцию: «Слово "искушение" имеет разные значения, ведь одно искушение сродни обману, другое же — испытанию. В первом значении искушает лишь дьявол, а во втором — Бог»739. Далее, в «Книге вопросов по Бытию» гл.56 Августин говорит: «Обыкновенно спрашивается, как сии слова могут быть истинными, ведь Иаков говорит, что Бог "никого не искушает", — если только на языке Писания не принято использовать «искусить» вместо «испытать», согласно сказанному: "искушает вас Господь, Бог ваш, дабы узнать, любите ли вы Господа"740. "Дабы узнать", то есть чтобы дать вам узнать; ибо человек ничего не знает о силе своей любви, покуда сие не откроется во время ее испытания»741. Кратко говоря, Августин хочет этими словами сказать, что если о Боге говорится, что Он как бы впервые что-нибудь постигает и видит, то это следует разуметь в соответствии с нашим способом изъясняться, каковой мы часто используем: «я увижу или узнаю, поступать ли мне или смогу ли я поступить так или этак». Сие мы произносим, «не сомневаясь», но серчая и «угрожая»742. Об этом сказано у Августина в гл.39 «Книги вопросов по Бытию». О том же следует речь в ч.1, вопр.114, ст.2743. Рабби Моисей так говорит в кн.ИИИ, гл.25, в самом начале: «Узнай, что [истинное понимание] искушения стоит большего труда и относится к сложнейшим вопросам [толкования] закона. Об искушении говорится в законе шесть раз». И ниже: «смысл искушения состоит в том, чтобы некто совершил некое дело; и важно устремление не к существу самого этого дела, но к тому, чтобы был подан пример, посредством которого люди могли поучиться следовать тем же путем». Предваряя дальнейшее, рабби Моисей говорит: «Ясно, что искушения, упомянутые в законе, следуют друг за другом, наподобие смотров и испытаний». И далее: «Слово "искушение" можно разуметь двояко». Во-первых, как некий пример того, что служащий Богу получает награду, тот же, кто забывает о Нем, подлежит наказанию. А, во-вторых, так, что изречение: «Бог тебя искушает», «иначе говоря, испытывает, подобает понимать в соответствии со сказанным о некой жене, которая никогда не пробовала "ногу свою поставить на землю"744, то есть не испытывала» себя. И вот, вас искусил Бог, иначе сказать, «испытал тяготами в пустыне, дабы умножить вашу награду». «Воистину, переход от тягот к покою приносит большее наслаждение, чем постоянный покой». Так сказал рабби Моисей745. О последнем идет речь в ч.1-И, вопр.32, ст.2746. Также надлежит обратить внимание на четыре обстоятельства, рассмотренных рабби Моисеем и связанных с искушением Авраама. Прежде всего, это величие того, что повелел ему Бог и в чем Бог возжелал явить пример послушания и [победы над] искушением, или, другими словами, в чем Бог захотел объявить и дать понять, что тот, кто послушен Ему, сохранится от зла и удостоится награды и что «звук» его деяния «прокатится по всей земле»747. Ведь в повелении речь шла о заклании сына, которого Авраам «по обетованию» «родил в своей старости», семя которого должно было умножиться, став подобным звездам небес, их же никто не может счесть, и в котором «благословлялись» «все народы земли»748. Второе, посредством сего являлась и открывалась «[мера] его любви и страха по отношению к Богу».... «Страх и любовь к Богу обесценили в глазах Авраама его возлюбленного сына и заставили пренебречь теми надеждами, которые он возлагал на него, и поспешить его


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes