На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 103

Божий в душе и закон плоти в человеческих членах, Рим.7677, что есть плоть, а что есть дух, Рим.8: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете»678, и подобное многое в разных местах Библии и у философов. Также мы научаемся, что Бог, и только Он, является совершенным услаждением всех тварей, и оно исходит лишь от Него, и что, наоборот, недостаточность исходит от тварей и пребывает во всяком творении. Для разумения этих и всех остальных, с начала семнадцатой главы возникших вопросов надобно знать, что Бог, являясь бытием и первопричиной всякого бытия, в силу Своей сущности достаточен Сам для Себя во всех отношениях. А творения не достаточны. Будучи обусловленным, все тварное само для себя недостаточно — ни для бытия, ни для поддержания жизни, и тем более для того, чтобы действовать. Но тем, что оно есть, существует и действует, творение обязано другому, а именно своей причине. И поэтому имя Бога звучит «Шаддаи. Оно произведено от Даи, что означает способность»679 или того, кто представляет собой эту способность, — Кор.3: «способность наша от Бога»680. Посему «бытие — это то, чего взыскует всякая вещь; и то, что взыскуется, есть бытие», — как говорит Авиценна в кн.ѴИИИ «Метафизики» гл.6681. Еще раз: бытие — это столь великое блого, что как святые, так и проклятые домогаются бытия, как говорит и свидетельствует Августин в кн.ИИИ «О свободной воле»682. Итак, поскольку все сущности покоятся в бытии и его им достаточно, то все, что так или иначе обретается по ту или по эту сторону и вокруг бытия, пребывает чрезмерным, ненужным, напрасным и по этой причине подлежащим обрезанию, иначе сказать, отделению и отвержению. И на сие указывают слова: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Помимо мужеского существует и женское, помимо умственной силы — чувствительность, кроме духа — плоть, кроме Бога — творение в ту меру, в какую оно пребывает вне Бога. Помимо добродетели существует порок, грех, зло, отрицание. Посему это и подобное обретается вне бытия, — ибо является пустотой, — есть ничто или не есть, есть отпадение, не делание; и оно не от Бога, и не Бог его в нас творит. Следовательно, все подобного рода — «от нас» и «из нас»683, от кого-то иного, того, кто стоит ниже Бога, от дьявола, Иоан.8: «вы от отца вашего дьявола»684, и далее здесь же; от врага человека, Матф.13: «откуда же плевелы?»685, а Он говорит: «враг человек сделал это». И далее следует: «Враг есть дьявол»686. Можно было бы также сказать, что врагом является ветхий человек, внешний человек и чувствительность, по слову Матф.10: «Враги человеку домашние его»687. Чувственность — домочадец разума; они уживаются в едином человеке, в одном доме. Что превышает и переливает через край бытия, что находится по ту и по эту сторону и вокруг бытия, то исходит от зла, то есть от дьявола и лукавого, Матф.5: «что сверх этого, то от лукавого»688, иначе говоря, ангела, влекущего к злому, или «лукавого», то есть чувственных похотей, несмотря на имеющееся в декреталиях разъяснение о принесении присяги «Хотя Христос» и т.д.689. Как разум покоится на вершине человеческих благ, так чувственность, низшая область души, пребывает на вершине [всяческих] зол, являясь их корнем. — Она избыточна, ибо, как сказано выше, находится за пределами смысла бытия, вне того, что достаточно, и подлежит обрезанию. Поэтому в Сир.3 говорится: «не заботься о лишнем»690. Ведь обрезание оставляет достаточное для рождения, коего целью является достаточное для всех бытие, и удаляет то, что в отношении рождения чрезмерно.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes