На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 102

питается. В тех же, кто в деянии ищет услады, жена властвует над мужем, вопреки слову Тим.2: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем»661. На них проклятие Ис.3 «Я дам им от- роков в начальники, и дети будут господствовать над ними»662. Далее, сии принадлежат к школе Эпикура, который возвел удовольствие, но не деяние, в наивысшее блого, подчинив нравственное блого чувственному, в то время как, согласно истинному разумению перипатетиков, чувственное блого, на-оборот, подчиняется нравственному. В-четвертых, здесь исполняется иносказательно изреченное в Еккл.10: «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую», и далее: «Есть зло, которое видел я под солнцем», и ниже: «Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком»663. Наконец, в-пятых, в таких людях разум служит чувству, человек — неразумному зверю, псалом: «Человек, который в чести, и неразумен»664 и т.д. И сие оплакивает Маттафия в 1 Мак.2: «Горе мне!», и потом: «Свободная стала рабой»665. Надлежит заметить, что вся эта глава — замечательно и в своем полном объеме — может быть иносказательно истолкована применительно к злому человеку, в ком разум и смысл не властвует над чувственным вожделением, но оно само, наоборот, властвует над разумом. И это есть упомянутая всеми евангелистами служанка-привратница, — та, что заставила «Петра», иначе сказать, «Познающего»666, то есть разум, отречься от Христа667. Таковые люди суть дикие звери в человеческом облике, люди только по имени, как говорит рабби Моисей668 и Боэций в «Об утешении»669. «Ведь человеческий род» жив «искусством и разумом», — «Метафизика» кн.1670. И поэтому Соломон хвалится тем, что овладел чувственными силами и их вожделениями и они ему принадлежат, подобно рабам и служанкам; — он говорит: «Приобрел себе слуг и служанок»671, и Ис.14: «и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями»672, и прочее, что за этим последует. И вот, все сие оправдывается на человеке, в котором чувственная способность по-корена силою разума; и он, — поскольку стал мужем, — совлек с себя то, что младенческое, Кор.13673; и Иоан.4: «Позови твоего мужа, ибо у тебя было пять мужей»674. Всему сказанному соответствует и служит подтверждением то, что в «Этике» кн.1 чувственное влечение названо разумным по причине того, что оно соучаствует, а рассудительная способность, напротив, названа разумной по своей сущности675. Но ясно, что все, называемое по соучастию, служит рабыней и последует тому, что является собой в силу сущности. Сего достаточно для первого пункта. Во-вторых, надо заметить, что в словах: да будет у вас обрезан весь мужеский пол, мы получаем общее наставление в том, в чем состоит мужеское совершенство и в чем, наоборот, заключается недостаток, несовершенство, зло или грех человека. Далее, мы узнаем что есть зло и добро, что в нас — от Бога и что — от дьявола, что Богу нравится в человеке, а что не нравится; что в нас творит Бог и что творит дьявол, добрый ангел, влекущий и зовущий к добру, а также злой ангел, всегда нас увлекающий и зовущий ко злу; дальше, что есть «доброе дерево» и «древо худое» и каковы их «плоды»676, что есть закон


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes