|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 101
Что означает, в-четвертых, то, что Бог говорит: завет Мой поставлю с Исааком, которого
родит тебе Сарра651, почему Он не говорит: с Измаилом?
В-пятых, то, что Бог говорит: Я дам тебе всю землю Ханаанскую во владение вечное!652
В-шестых, то, что Он говорит: да будет у вас обрезан весь мужеский пол!653 И это есть самое
важное и корень всему, что сказано в семнадцатой главе.
В-седьмых, что означают слова: Авраам и Измаил были обрезаны; и был обрезан весь
мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро, а равно и
иноплеменники654!
Для разъяснения и решения этих вопросов надо заметить, что, согласно рабби Моисею, с
помощью обрезания у мужчин удаляется то, что излишне и для зачатия не нужно, а
оставляется потребное и достаточное для рождения. Ведь подлежащая удалению крайняя
плоть больше служила похоти и плотскому наслаждению, чем зачатию. Поэтому-то, как
говорит рабби Моисей, едва можно было отделить жену от необрезанного мужа655. Отсюда
следует, что благодаря Божией заповеди обрезать мужеский пол также устранялось и то, что
было излишне для женщины, а именно необузданные телесные наслаждения.
Исходя из сказанного и основываясь на нем, необходимо заметить следующее. Во-первых,
естественно, что Бог деянию присовокупил наслаждение, как госпоже — служанку и как
господину — раба. Ведь наслаждение служит и угождает деянию и порождению, дабы не
истребились виды преходящих вещей.
Равным образом естественно то, что плоть и ощущение находятся в услужении разуму и
способности постигать отвлеченное, как материя находятся в услужении форме, жена —
мужу, несовершенное — совершенному и низшее — высшему.
Кроме этого, в-третьих, человек принадлежит своему виду благодаря разуму и возможности
понимать отвлеченное. Вследствие большего расстояния от высшего разума, то есть Бога, сия
возможность подобна пустой и не заполненной до-щечке. Бог позаботился о том, чтобы наша
мыслительная способность достигла познания благодаря услужению чувств. И Авиценна
говорит656, что вместе со своей поживой чувства возвращаются от видимых сущностей
обратно к душе. Посему способность к познанию принадлежит человеку как бы
акцидентально, в силу случайности и, так сказать, помимо устремления657. Это со всей
очевидностью следует уже из воззвания человека к жизни, Быт. 1, когда говорится:
«сотворим человека по Нашему образу и подобию», а равно из всего, что сему предшествует
и последует.
Отсюда вытекает, что ищущие в вещах, скажем, в еде, питии и подобном скорей
удовольствия, чем пропитания или продолжения рода, поступают вопреки порядку природы,
подчиняющей удовольствие делу, а не наоборот. И поэтому Дамаскин говорит в кн.ИИ:
«Всякий грех против природы»658. Потому же говорится в Еккл.10: «Блого земле, чьи князья
едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения»659. И Августин говорит в кн. ХИ
«Исповеди», что пищу надо принимать как лекарство, дабы здоровье, а не услаждение, было
причиной принятия пищи, и что услаждение или удовольствие должно, прислуживая,
следовать за деянием, то есть принятием пищи, а не владычествовать над ним660. В
соответствии со звучанием слов, питание есть средство для восполнения недостачи в
природе воспитанника, то есть того, кто
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|