На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 99

гнев есть мать воспитания»623. Заметь также: грешно, когда страсть предшествует разуму и управляет им. Ибо в этом случае низшее управляет — вопреки естественному порядку вещей — тем, что выше его. Когда же разум предшествует страсти и руководит ее движениями, то это называется добродетелью. И посему в Иоан.11 выразительно сказано о Христе «Он Сам возмутился»624. Глава шестнадцатая 1. «Но Сара, жена Абрамовн». Так начинается шестнадцатая глава. В ней ты обнаружишь под покровом фигур и аллегорий во-семь примечательных положений. Первое: изменение и вообще любое движение служит возникновению, и всякое движение и непостоянство — неподвижному и постоянному. Ведь Агарь является служанкой Сары, a «"ancilla", служанка, происходит от "cilleo", то есть двигать»625. Потому-то Меркурий называется из-за многообразия своих движений Циллением. Второе: наш разум, согласно кн.ИИИ «О душе», — чист, как пустая дощечка626, и приобретает только в том случае, если раньше уже приобрели ощущения. Поэтому «если у нас нет ощущений, то у нас нет также и знания»627 чувственно осязаемого. Ибо Сара говорит: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рожать628 и т.д. Третье: тот, кто отдается чувственному больше, чем следует, затрудняет себе созерцание духовного. Кроме того, «изобилие чувственно воспринимаемого вредит ощущениям»629, и Гал.5: «плоть желает противного духу»630. Ибо говорится: уви-девже, что зачала, она стала презирать госпожу свою631. Четвертое: в соответствии с законами естества, низшее находится под пятой и под властью того, что выше его. Потому-то и сказано при сотворении человека, что он должен владычествовать над прочими одушевленными существами, а в псалме говорится: «Все положил под ноги его»632. И сильные разумом, по слову философа, по природе господствуют над глупцами633. В этом заключается смысл сказанного: она в тво-ихруках, делай с нею, что тебе угодно634. Пятое: чем низменной сущности по своему разряду, тем, как правило, они менее совершенны и более дробны, бесчисленны; — и они отпадают не только от единого, обратимого в сущее, но также и от числа, в соответствии с которым все создано, Прем. 1 1635. Сие означает сказанное здесь сыну египетской, темной, лишенной света служанки: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества636. Шестое: в мире чувственного всегда царит вражда и борьба, раскол и деление или несогласие и злоба. Но не так — в мире духовном, вознесенном над чувствами, Прем.8: «В обращении ее нет суровости»637. В этом состоит смысл слов: он будет, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него638.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes