На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 96

Теологи говорят об этом, прибегая к некой краткой максиме: применительно к Богу, действия страданий получают на-звания самих страданий601. Вот пример: если кто-нибудь сожалеет о том, что он сотворил, и ему это не по сердцу, то он сие разрушает и отбрасывает прочь. Это есть действие раскаяния, либо того, кто раскаивается в своем деле. — И вот, применительно к Богу, действию страдания подобного рода дают имя са-мого страдания, то есть раскаяния. Поэтому сначала говорится: И сказал Он: истреблю с лица земли человека, которого Я сотворил, и лишь потом следует: Я раскаялся, что создал человека. Сие третье толкование взято из «Книги 83 вопросов» Августина602, где он толкует слова: Я раскаялся, что создал человека. В-четвертых, надо заметить, что в области разума, или умопо-стигаемого, не бывает, как сказано выше, страданий и изменений. Об этом же сказано в кн.ѴИИ «Физики»603. В нас, где чувственное и разумное связаны в единой душе, в одном бытии и для единого бытия, возбуждение, являясь следствием по отношению к ядру самой страсти, вызывает изменение. А в Боге и в остальных сущностях, не имеющих соприкосновения с чувственным, это не так. И вот об этом-то хорошо говорит Августин в приведенных выше словах: «Ты любишь и не волнуешься» и т.д. Поэтому, в-пятых, надобно заметить, что гнев и раскаяние и прочее подобное им являются формально и реально не чем иным, как неравенством, или различием, между творениями и их определенными свойствами, — неравенством, вызывающим раздор между ними, позволяющим разделиться и как бы бе-жать одному от другого, отречься и невзлюбить, как это хорошо видно в природе, когда речь идет о вещах, неравных и противоположных друг другу по своей природе и по своим свойствам. Наоборот, равенство и согласие в природе влечет за собой естественную любовь, усладу и радость. То, что из упомянутого проистекает возбуждение или изменение, последует, как сказано выше, собственно сущности гнева и радости в силу их связи с чувственной частью души. Отсюда ясно, что, поскольку зло и грех, — будучи злом, неправдою и искажением, — не тождественны и вполне враждебны и противопоставлены или противоположны добру, правде и истине, постольку всему благому свойственно природное и самое подлинное отвращение и омерзение к злому, всему праведному — к неправедному и так далее. И в этом-то заключается природа гнева, ненависти и подобного. При этом нельзя умолчать, что ненависть или гнев, которые испытывает Бог к грешнику и греху, больше, чем ненависть и гнев или отвращение, которые питают друг к другу любые противоположные, противоборствующие и враждебные вещи в природе. Сему есть две причины. Во-первых, понятно, что то, что неправедно, более враждебно и в большей мере противоположно праведности самой по себе, чем какому угодно праведнику. Ведь неправедное не-подобно праведнику только и исключительно в силу его отношения к праведности. При этом надобно заметить, что неправедное противопоставлено в праведнике лишь праведности. Поэтому праведник или же праведное не чувствует в полную меру ненависти или неприязни по отношению к тому, что не-праведно. Но праведность сама по себе вполне противоположна неправедному. Противясь ему и ненавидя его, она испытывает к нему отвращение и питает ненависть и неприязнь. Бог есть праведность; все, что находится вне Его, может быть только праведным.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes