|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 93
согрешил, ибо грех против разума, благодаря которому человек является разумным
существом. [Это естественно] еще и потому, что всякая природа сама по себе гнушается и
избегает порока как похищения бытия и блага, к каковому устремляется также тот, кто
согрешает. Ведь никто не действует, умышляя зло; все добиваются по крайней мере мнимого
блага, — даже тогда, когда согрешают. Сие, повидимому, подразумевается под опоясанием.
Или опоясание обозначает попытку оправдания проступка, когда он выдается за нечто
справедливое. Либо, третье, под опоясанием подразумевается то, что грешник
перекладывает вину или грех на кого-то другого, как следует ниже, что Адам возложил вину
на Еву, а она в свою очередь — на змея. И вот против этого говорится в псалме: «Не дай
уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных»571. Поэтому один
из законов «Кодекса» гласит: «Не через перекладывание вины, но посредством
[доказательства] невиновности очищается обвиняемый»572.
8. «И скрылся Адам».
Иоан.3: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет»573. За-меть: во-первых, он скрылся,
поскольку отвратился от Бога, ибо Бог, как говорит Августин в начале своих «Монологов», не
оставит того, кто не покидает Его574. Итак, не Бог укрыл Адама, но он сам скрылся.
Он скрылся, говорится, от лица Господа, каковое просвещает благодатью и спасает славою.
Псалом: «Яви светлое лице Твое рабу Твоему»575, — сие сказано о благодати; и дальше
псалом: «Да воссияет лице Твое, и спасемся!»576, — сие говорится о славе.
Или он скрылся от лица Господа, ибо сделался недостойным созерцания и размышления
Божьего, сообразно Матф.25: «Я вас не знаю»577, и псалму: «Тот, в глазах Которого презрен
отверженный»578.
Далее, сам грех есть прибежище от лица Божьего, Ис.59: «Беззакония ваши произвели
разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас»579.
Еще он скрылся потому, что себя извинял, ибо если бы он свой грех осознал и о
грехе сокрушался, то он не скрывался бы.
Итак, вот три вопроса. Первый таков, почему говорится: он скрылся, сам он, я говорю, сокрыл
себя? Второй, отчего говорится: он скрылся от лица Господа! Ответ первый: дабы не быть
узнанным Богом; второй: чтобы не быть осиянным благодатью Бога; и третий: дабы не
спастись. — И вот тебе третий ответ: кто не скрывается, когда себя укоряет, тот начинает
скрываться, когда себя извиняет. Прит.18: «Первый в тяжбе своей прав»580. Овидий:
«Сам в преступленье своем перед судьей повинюсь»581.
9. «Где ты?»
Заметь: это, во-первых, призыв к осознанию греха. Как тот взгляд, каковым Христос взирал на
Петра, когда он отрекся, так что Петр горько заплакал582.
Во-вторых, это как глас укоряющего и укоризненно вопрошающего, где он и отчего отпал?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|