На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 91

говорит философ в «Книге о душе»553. А в кн. V «Метафизики» он говорит: «Знание, если его рассмотреть как отношение, относится не к познающему, а познаваемому»554. Ибо знание как таковое имеет и обретает бытие только от познаваемого в акте познания, другого же бытия оно ни от кого более не имеет. И сие бытие зависит от двоих, то есть от познающего и познаваемого, оно является побегом обоих. В нем познающее и познаваемое бывают как бы плотью единой. И об этом говорит Августин в кн.Ѵ «О Троице» гл.12: «Всякая вещь, какую бы мы ни познавали, порождает в нас знание себя. Ибо знание родится от двоих, от познающего и познаваемого»555. И вот об этом-то здесь повествуется аллегорически: будут оба плотью единой, — познающее и познаваемое, действующее и страдательное, возможность и действие, — в одном бытии, каковое есть отпрыск обоих. С этим тезисом прекрасно согласуется и частное, то, что написано в «Бытии» гл.2 о муже Адаме и о жене-Еве, а именно, что Ева была создана из ребра Адама и место ребра было заполнено плотью, что Ева была сотворена из бока Адама, покуда он спал, и что поэтому человек оставляет мать и отца, и прочее, о чем найдешь более полное толкование во второй «Книге иносказательных толкований на Бытия»556. Глава третья 1.5.«Но змей был хитрее» и т.д. и ниже: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло». Надобно заметить, что поскольку человек согрешил из стремления к знанию, которое делает надменным, то вполне справедливо, что наш разум был осенен тьмой неведения, так что уподобился оку совы. Иов.37: «Мы окутаны густой тьмой»557. 7. «И открылись глаза у них обоих». Толкуя сей предмет в кн.1, гл.2, рабби Моисей говорит: «Некий мудрец задал мне престранный вопрос. Он спросил так. Сообразуясь со сказанным в Писании, я полагаю, что человек, как и прочие одушевленные существа, первоначально был создан без разума и не знал никакой разницы между добром и злом. Когда же он согрешил, то грех вознес его на столь высокую ступень, что он получил разум, который благородней всего, что находится в нас, и посредством которого мы делаемся равными ангелам. Весьма странно, что наказание за прегрешение даровало человеку совершенство, какового он не знал ранее, а именно разум»558. Таков вопрос мудреца. Рабби Моисей на него отвечает: «Я сказал противнику: разум, который Бог сообщил в начале Адаму, есть высшее совершенство, и им Адам обладал прежде, чем согрешить. Благодаря сему разуму о нем говорится, что он сотворен "по образу Божьему", и посредством разума Бог говорил с ним. Разумом различается истинное от ложного, тогда как блого и зло обретаются в телесных вещах. Итак, покуда Адам был первым по совершенству в своем роде, находясь в правильном устроении своей природы и духовных сил, — поэтому и сказано: "Не много Ты умалил его пред Ангелами"559, — у него не было желания обращаться к видимым вещам; он не воспринимал их и они в его глазах не были злы. Он не знал о своем недостоинстве, то есть о наготе своих членов. Но лишь только он согрешил и последовал своим вожделениям и похотям плоти, — как сказано: он увидел, что дерево "приятно на вид и хорошо для пищи"560, — то был наказан лишением духовного зрения, хотя еще оставалось восприятие видимых сущностей, и он погрузился в познание добра и зла. Вот почему сказано: "Вы будете, как боги, знающие добро и зло"561, но не сказано: "знающие правду и ложь". Обрати также внимание, что говорится: открылись глаза у них обоих, и узнали они, — не


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes