На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 90

было белым и черным в полном осуществлении, сие невозможно. Поскольку человек является совершеннейшим из одушевленных существ, то в нем прежде всего обретается различие — по субъекту и полу — действующего и страдательного, мужчины и женщины. Посему тут говорится преимущественно о человеке: будут оба плотью единой; оба, говорю я, в соответствии с полом и субъектом, плотью единой, в плотском акте зачатия. Еще, в-третьих, надо заметить, что, будучи разумным существом, человек по природе главным образом предназначен к познанию и к мышлению. «Не так у прочих одушевленных существ»547: «сии находят усладу лишь в чувственном» и осязаемом, «ища пропитания и услаждения плоти»; и они борются только ради него, как говорит философ548. Оттого-то «они склоняются долу в поисках пищи. Человек же, напротив, свое» исполненное мысли «лице обращает горе» и «сам по себе наслаждается мыслями»549 и их деятельностью, то есть мышлением. И философ в кн.1 «Метафизики» учит, что люди прежде всего любят зрение, ибо оно, кроме своей общей пользы, в наибольшей мере служит познанию550. Итак, поскольку человек предназначен к чему-то более возвышенному, чем плотское зачатие, скажем, к мышлению, то именно в нем, особом и высшем среди прочих одушевленных существ, действующий и страдательный принципы зачатия не должны совпадать в одном и том же субъекте и поле. Сие подтверждают слова: будут оба, а именно деятельное и страдательное начала, мужчина и женщина, плотью единой, иначе говоря, в плотском акте зачатия и во время зачатия и в одном чаде. Впрочем, это нельзя понимать так, что ребенок получает различное бытие, одно от отца, а другое от матери. Он имеет вполне и во всех отношениях одно бытие, от отца деятельным, а от матери страдательным образом. Далее, в-четвертых, заметим, что у одушевленных существ, различающихся по мужскому и женскому полу, не всякое время пригодно для зачатия, как это можно увидеть у рыб и прочих животных. Сие свойственно и естеству человека, ибо женщина обычно зачинает и рожает только раз в год. Итак, будет ли польза от того, если принципы порождения навсегда объединятся одним и в одном? Но в акте зачатия действующее и страдательное, мужчина и женщина соединяются вместе в едином и в единое так, как это бывает всегда у растений и трав. Об этом-то и говорится: будут оба плотью единой. В-пятых, нужно заметить, что, как говорит рабби Моисей, «Бытие» является книгой по естествознанию и повествует о природе вещей551. Вот почему слова: будут оба плотью единой, могут быть правильно истолкованы таким образом, что действительное и страдательное, форма и материя, действие и возможность суть сами по себе два разных начала, однако в том, что составлено [из них], они обретаются в едином бытии и деянии. Посему многозначительно сказано: будут оба плотью единой. Слово будут говорит о бытии, но о будущем бытии. Ибо до тех пор, покуда их двое, они — в качестве обоих и разделенных друг с другом — ничего не образуют, их нет и они суть не единое. Но когда они будут, когда форма, материя, действующее, страдательное, возможность и действие обретут бытие и станут единым и в едином встретятся вместе, тогда оба будут уже не двумя, а одним. Ибо как можно быть сущим или как быть единым, отпав от единого, обратимого в сущее? Дальше. Согласно Боэцию, «все, что ни есть, потому существует, что оно» в числовом выражении «является единицей»; — посему не только в отделенных от материи сущностях «разум и то, что мыслится, суть одно и то же»552, но равным образом и [в наделенных материей сущностях] «ощущение и то, что ощущается, объединяются в акте [познанияр, как


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes