На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 89

Но тогда спрашивается: почему не говорится, что он дал имена всем вещам, но только живым или одушевленным сущностям? — Ибо сказано: всякую душу живую и т.д. На сие было бы сейчас достаточно [такого ответа]: из того, что он знал живые существа, наиболее совершенные среди сущностей, и их природу, проистекает то, что он тем более знал менее совершенные, не одушевленные, то есть не живые, существа. В соответствии с тем, что было сказано, в псалме говорится о звездах: «Всех их Бог называет именами их»545, поскольку Он сообщил им свойства и природу, по которым они называются и именуются, — как это ясно в отношении Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна, небесных созвездий и прочего. 24. «И будут оба плотью единой». Принятое буквальное толкование, а именно то, что муж и жена оба являются плотью единой, ибо объединяются с целью зачатия, вполне правильно. Поэтому иные трактуют сие: в плоти единой, то есть в едином ребенке, которого сообща воспитывают мать и отец. Однако по поводу толкуемых слов следует привести пять важных соображений, каждое из которых покажет, сколь удачно сказано, что в человеческом естестве мужчина и женщина соединяются вместе в единую плоть. Во-первых, в природе есть сущности, у которых мужчина и женщина, или действующая и страдательная силы, суть два до такой степени [разных начала], что они не могут находиться в одном, — ни в одном существе, ни в одном виде, ни в одном роде, будучи связаны только аналогически. К сущностям подобного рода относится все, что родится без семени; у них мужской, или действующей, силой является небесное тело, а женщиной, или страдательной силой, является изменчивая материя, готовая к восприятию формы, которую она получает через посредство аналогической связи благодаря действующей силе небесного тела546. На второй ступени располагаются прочие сущности, у которых мужчина и женщина, действительное и страдательное начала совпадают как в одном роде, так в одном виде и даже в одном существе. К сему относятся растения и травы, где мужчина и женщина, действительное и страдательное совпадают в едином. И хотя в одном [растении] превалирует мужская, а в другом — женская сила, они нерасторжимы, составляя, как правило, в количественном отношении нечто одно. На третьей же и высшей ступени, иначе говоря, среди разумных существ, и в большей мере среди более совершенных, в наибольшей же — у человека, самом совершенном среди этих существ, действующая и страдательная силы поделены по причине своего совершенства по числу, субъекту и полу надвое: на мужчину и женщину, дающее и принимающее. Поэтому здесь говорится определенно и в особенности о человеке, что мужчина и женщина, действующее и страдательное будут оба плотью единой. Во-вторых, нужно сказать, что различие всегда основано на осуществлении. И поэтому равным образом нужно заметить, что разные, противоположные друг другу или противопоставленные внутри одного рода формы никогда не могут в своем осуществлении совместиться в чем-либо одном. Однако они могут быть и бывают, и бывают вместе в одном существе в возможности или несовершенном осуществлении. Например, что-то одно может быть в возможности и белым и черным. То же бывает и белым и черным в несовершенном осуществлении, если из черного становится белым. Но чтобы одно и то же одновременно


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes