На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 87

9. «И произрастил Господь всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». Во-первых, надо заметить, что, как можно заключить из кн.1 «Метафизики», способность ощущения ценится из-за двух преимуществ, — из-за возможности познавать и пользы517. Познанию служат преимущественно слух и зрение. Оба эти чувства, согласно учению философа, способствуют знанию518. «Ибо все то, что кто-нибудь знает, он знает благодаря обучению либо личному изысканию», — как говорит философ в другом месте519, — учась с помощью слуха и исследуя с помощью зрения. Необходимости же и сохранению в природе разумных существ подчинены три остальных чувства, а именно: первое — осязание, второе — вкус и третье — обоняние. Впрочем, сии три также подчиняются познанию, и наоборот, слух и зрение необходимы для сохранения природного существования. Это и означает слово: произрастил Бог всякое дерево, приятное на вид, — сие имеет отношение к познанию, и хорошее для пищи, — сие относится к пользе. Во-вторых, подобает заметить, что видовым свойством человека, на основе которого он и именуется человеком, является его расположенность к познанию. Познание управляется разумом, или рассудком, достигая в нем совершенства. Поэтому и внутренние чувства520, непосредственно подчиненные и служащие рассудку, у человека более совершенны, чем у других разумных существ. Иначе дело обстоит с внешними чувствами. И вот, говоря здесь о созданном человеке, [Моисей] предваряет: приятное на вид, и лишь потом продолжает: хорошее для пищи. Далее нужно заметить, что зрительное ощущение принадлежит созерцанию, а вкусовое ощущение — хотению. И созерцание направлено на бытие вещей в их началах, а вкус — на бытие вещей в них самих. Кроме того, созерцание постигает истину, вкус — благость вещей. Наконец, понимая буквально, красота трапезы вызывает и весьма разжигает аппетит. Посему здесь сначала сказано: приятное на вид, а потом: хорошее для пищи. 17. «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Заметим здесь, что грешник в тот самый миг, когда он грешит, умирает, хотя и кажется, что он жив, как сказано в Откр.3: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»521, — ибо сам грех является смертью и наихудшей смертью, псалом: «Убьет грешника зло»522. Итак, уже тем, что ты творишь грех, ты себя наказуемы, и в самый момент прегрешения ты умираешь. Сие подтверждается тем, что сказано в четвертой главе: «тотчас у дверей станет грех»523. Сенека пишет в письме 87: «Величайшая кара за преступление находится в нем самом. Ты заблуждаешься, думая, что она наступает лишь с казнью и заточением. Преступления караются, как только они совершились, вернее когда совершаются»524. Прем. 16: «Человек по злобе убивает свою душу»525. И Августин разъясняет в толковании на слово псалма «Что хвалишься злодейством?»: «Мы дожидаемся наказания грешника. Оставь его себе самому. Как бы ты ни свирепствовал, он уже брошен к диким зверям. В себе самом он страдает больше, нежели от диких зверей. Зверь может растерзать плоть, сам же он терзает свое сердце и свою душу. Он свирепствует внутри себя самого. А ты требуешь внешнего бичевания? Молись за него, дабы он освободился от себя»526. Поэтому написано в Сир.5: «Не говори: я согрешил и что мне печалиться?»527, — как будто бы говорится от лица многих: вот я согрешил и не умираю, но все мне удается. Подобные люди, будучи слепы от злодейства, не видят, что сама [их] удача внутри является смертью, Прем.2: «Их ослепило их зло»528. Августин говорит в


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes