На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 86

Далее здесь надо заметить: на низшей ступени существования, скажем, трав и растений, речь идет не о жизни и духе, но лишь о произрастании и рождении: «Да произрастит земля», — велит [Бог]. А на второй ступени говорится о жизни и душе, хотя в уменьшительной форме: «Да произведет вода пресмы-кающихся, причастных душе живой». На третьей ступени о душе и жизни уже повествуется в совершенной форме, не только «причастных душе живой», а «душу живую»: «Да произведет земля, — читаем мы, — душу живую». На четвертой же и высшей ступени, как сказано, Сам Бог, а не сущность, находящаяся ниже Него, вдунул и именно в лице его именно дыхание жизни, не только жизнь, но дыхание жизни. Поэтому сказано выше: «Сотворил Бог человека по образу Божьему»502 и «Да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными», то есть над сущностями второй ступени, «и над скотом», то есть над сущностями третьей ступени. И далее следует: «Владычествуйте над рыбами морскими и над всяким животным», и дальше: «Я дал вам всякую траву и всякое дерево», иначе говоря, сущности низшей ступени, «вам сие будет в пищу»503. В-третьих, надлежит заметить, что говорится в лице его по двум причинам. Первое, потому что воздействия души и жизни по преимуществу отражаются на лице человека, поскольку там собираются чувства. Второе, потому что разумная область души, то есть разум, происходящий извне и вдунутый Богом, является тем, «что нас связывает с Творцом, ведь мы воспринимаем Его светом разума, который Он излил на нас, как Давид говорил: "Во свете Твоем узрим свет"504. Подобным образом Сам Бог видит нас в том же свете». Это слова рабби Моисея из кн.ИИИ, гл.52505. Так как разум, каковой вдунул Бог, является тем, чем мы Бога видим и чем Бог видит нас506, то говорится весьма метко: Бог вдунул его в лице человека. И в там же в начале главы [рабби Моисей] говорит: «Когда человек сидит в кругу семьи дома, то его осанка, движения, манера говорить и слова не столь» аккуратны, изысканны и почтительны, «как в том случае, когда он стоит пред лицом благородного и славного короля»; и далее: «Посему тот, кто захочет достичь человеческого совершенства и быть воистину человеком, должен знать, что этим исполненным величия, всегда сопутствующим ему королем является разум, — славнейший среди всех других королей, даже Давида и Соломона»507. Сказанному отвечают слова молитвословия в псалме: «Лице мое искало Тебя; я буду искать лица Твоего, Господи»508, и ниже еще: «Яви светлое лице Твое рабу Твоему»509. 8. «И насадил Господь Бог сад наслаждения на восходе».510 Сие есть пятое изречение из второй главы, изъясняемое здесь. Нужно заметить, что, по словам Августина в начале кн.ѴИИИ «О книге Бытия, буквально», «существует три основных мнения о рае. Одни считают рай только чем-то телесным, другие — лишь чем-то духовным, а третья группа почитает рай и за то, и за это». И он добавляет: «Признаюсь, мне по душе третье мнение»511. И вот на протяжении всей восьмой книги он очень хорошо рассуждает о рае, о стоящих там деревах и о помещенном в рай человеке, трактуя двояким образом, телесно и духовно, то есть исторически и аллегорически. О том же он подробно говорит в кн.ИИ «О книге Бытия, против манихеев»512 и в заключении кн. ХИИИ «О граде Божьем», гл.21513. О змее же, об искушении праотцев и их грехопадении Августин толкует в кн. ХИИ «О Троице»514; об этом я расскажу в скором времени ниже по поводу третьей главы. И Дамаскин в кн.ИИ прекрасно рассуждает о рае и о том, что есть в нем, толкуя все исторически и аллегорически515. А Иероним в «Книге еврейских вопросов по Бытию» говорит о рае следующим образом: «С совершенной ясностью утверждается, что, прежде чем сотворить небо и землю, Бог уже основал рай»516. Этого пока достаточно о рае.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes