На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 83

прибавит, — ибо оно свою благость берет от него, — не убавит и не прибавит. К тому же Бог не мог бы быть «благом всякого блага», не будь Он первейшим и высшим, переизбыточествующим и чистейшим. А те или прочие друг от друга отличные блага получают благость, каковую они имеют и стяжают, в различной мере. Вот поэтому то, что является благом всего, должно неразличимо в себе заключать всякую меру и всякие виды разных благ, всякую меру без меры, то есть безмерно. И еще одно буквальное толкование для неразумных: сказано, что Бог, творя и действуя, почивает, чтобы не подумали, что Он действует с усилием, как мы видим в природном мире, что все действующее страдает, и «любая страсть есть отпадение»470. Далее, пятнадцатое, говорится: Бог почивает во всех тварях и их сотворении, чтобы мы поняли, что Бог есть чистое, полное и простое бытие и единственный источник всякого бытия, в душе ли или вне ее, в искусстве или природе. Посему Августин говорит в кн.1 «Исповеди»: «Из другого ли места вытекает источник, откуда струится к нам бытие и жизнь»? — Нет, только из Бога, «для Него же нет разницы между бытием и жизнью, ведь высшее бытие и совершенная жизнь»471 есть Бог. И всякая вещь покоится, как подробно изложено выше, в бытии и во всем прочем благодаря бытию. Если обычно говорят, что Бог почивает во всем, поскольку всему посылает покой, то сие толкование соответствует таким примерам, как дом и сообщество, о каковых говорят, что они исполнены радости, ибо увеселяют людей. Впрочем, такое сравнение несовершенно и говорит слишком мало. То же, что мы имеем в виду, подобает понимать следующим образом: «То, к чему» в бытии «воистину существует стремление и чего взыскует всякая вещь, есть бытие и совершенство бытия как бытия», — так говорит Авиценна в кн.ѴИИИ «Метафизики» гл.6472. Но бытие вовсе ничего не подаст и не сделает помимо силы Божией, созидающей и учреждающей бытие, подобно тому, как по справедливости говорят, что король покорил крепость, когда ее завоевал начальник его военной дружины. Шестнадцатое, Бог почивает в деянии и во всяком деле или соделанном, ибо для всякой сущности естественно и хорошо то, что Бог в ней творит и чего Он желает. Так воцаряется мир и покой в каждом деянии Божием, ведь оно хорошо и естественно. Будучи чистым бытием, Бог всегда создает бытие, способное обращаться во блого. И, будучи «чистой благостью»473, Он не может сотворить ничего злого, но может создать только благое, в каковом покоится все и каковое покоится в самом себе. Наконец, надо заметить относительно нравственной жизни, что словами: Бог почивает в делах, утверждается, что дело в нас тогда только Божественно, когда делание сладостно само по себе. И поэтому, согласно философу, наслаждение в труде есть признак обретенного благого расположения474. То, что делается ради чего-либо другого, является подневольным трудом ради платы. Свободно лишь то, что совершается ради себя, что нравится само по себе и ради себя самого, Прит.16: «Все сделал Бог ради Себя»475. Итак, блого, которое мы творим не ради него самого, — поскольку оно хорошо, — не есть Божье дело, и не Бог творит его в нас; но другое вне этого дела, ради какового мы действуем, творит его в нас. Посему в Матф.5 знаменательно говорится: «Блаженны алчущие и жаждущие правды»476. Праведен труд, в котором ничто другое не действует, кроме голода, жажды, желания и поиска правды. И далее: «Блаженны гонимые за правду»477. — «Гонимые», не сказано: «изгнанные» или «те, что будут гонимы», дабы указать, что в самом деянии и страдании за правду состоит совершенство праведности; ведь для праведника, — поскольку он праведен, — поступать праведно


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes