|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 81
Ты пребываешь неподвижным....»455
Ведь бытие неизменно обретает покой из себя, через себя и в себе. Оно делает и действует
так, что все, вожделея, домогаясь и требуя самого бытия, движется к нему и ради него. Но
всему, что в нем пребывает, позволяет оно успокоиться и больше не устремляться к нему.
Здесь же надо отметить два обстоятельства. Первое, само бытие покоится и пребывает в себе
столь спокойным и тихим, что оно в себе успокаивает каждую вещь и делает ее недвижимой.
Ибо вещь бывает изменчивой только по причине отсутствующего у нее бытия. Дом, уже
существующий, или имеющий бытие, не может сделаться домом, а белое — сделаться
белым, но только не-дом и не-белое, и так везде.
Второе, нужно заметить, что, в соответствии с этим, следует иметь в виду и обычное
толкование, когда говорится, что Бог почил оттого, что Он, и лишь Он, всему даровал
успокоение, ибо Он есть бытие и причина вообще всего бытия.
В-пятых, толкуется так: Бог почивает во всем или от всех дел потому, что не смешивается с
тварными вещами, как сказано в книге «О причинах», поскольку таким образом всецело
пребывает внутри каждой вещи, что всецело находится вне ее456; — ведь мы, когда движем
рукой, не говорим, что душа наша движется; ибо душа так всецело пребывает в руке, что
всецело находится вне ее.
Шестое: Бог, и лишь Он, почивает в делах или в делании, ибо у Него делание является
бытием. И поэтому, как Он почивает в Себе, в Своем бытии, оставаясь покойным и тихим, так
Он почивает в делах или делании.
В-седьмых, все тварное слушается Бога как самодержца, не имея склонности или права
поступать вопреки Его воле. А вторичным причинам деяния и все то, что соделано,
подчиняются не рабски, как самодержцу, но как магистрату, ибо они обуреваемы
стремлением к противодействию. Поэтому они повинуются им лишь по причине движения,
— либо того, каковым, двигаясь и действуя, как сие подобает телесным [причинам], эти
причины движутся сами в себе, либо того, каковым движется то, что соделано, как,
например, действуют двигатели небес, согласно Иов.9: «Пред Ним падут, держащие
небесный свод»457. Ведь небесные двигатели преклоняются, последуют и уступают первому
тем, что воздействуют на вне их пребывающее творение только в движении и посредством
движения.
В-восьмых, источником всего созданного в природе является разум; он выше природы и
всего тварного. Это — Бог, о Котором Анаксагор говорит буквально следующее: «отделен»,
«не смешан» и «ни с чем не имеет ничего общего», дабы все различать458. В силу своих
свойств разум не утруждается, когда действует, но покоится. И если Моисей в приведенных
словах говорит, что Бог почил от всех дел, то он хочет нас научить, что Бог есть чистый разум,
бытие которого состоит в мышлении как таковом.
В-девятых, по причине своих свойств любовь не знает заботы; напротив, она есть начало и
конец всякого страдания и горя, как учит философ459. И в 1 Иоан.4 говорится, что «страха нет в
любви», «ибо в нем есть мучение»460. Ведь любовь есть обладание уже наличным благом и
имеет в благе естественное успокоение. Когда Моисей говорит, что Бог почивает в творении
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|