|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 80
В-четвертых, остается дать краткое буквальное истолкование приведенных слов: Бог почил
от всех дел.
Касательно сего надлежит заметить, что, во-первых, когда кто-нибудь среди нас
обыкновенно много разговаривает, а потом замолчит, то мы говорим, что он перестал
беседовать или разговаривать. А так как всякий раз, когда Бог творит или делает какое-
нибудь дело, и сему предпосылаются слова: «и сказал Бог», — верней: «Он сказал... и стало
так», — то говорится, что когда все было соделано и изречено, Он замолчал и прекратил
говорить. И говорится в И Цар.25: «И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу от имени
Давида все эти слова и умолкли»450, или «упокоились», согласно тому буквальному
толкованию, каковое предлагает рабби Моисей451.
Во-вторых, можно сказать, что Бог почил в день седьмой, потому что Он в этот день не
сотворил ничего нового, но даровал творению неизменность, покой и твердость, чтобы оно
спокойно пребывало в том состоянии, в каковом было сотворено, в соответствии с Есф.2:
«Все повинуется твоему велению»452. Слово «веление» произведено от слова велеть;
«повинуется», то есть в спокойствии и молчании все спокойно пребывает в восприятии
бытия.
В-третьих, надлежит заметить, что действующее в искусстве и в природе не успокоится и не
даст успокоиться тому, на что направлено действие, до тех пор, пока не уподобит себе
предмет воздействия, сообразно своему намерению и в соответствии с возможностями
предмета воздействия. Только тогда, когда будет достигнуто совершенное уподобление — в
ту меру, в какую это возможно, — действующее успокоится и даст или позволит и разрешит
успокоиться тому, на что направлено его действие. Например, строитель не знает покоя и,
обтесывая, обрезая и перевозя, не позволяет успокоиться камням и бревнам, покуда они не
обретут бытие дома, отвечающее умыслу строителя и уподобленное форме дома в его душе.
Когда сие достигается, то прекращается и затихает каждое движение мастера и
строительного материала. Так же было по сотворении мира, которого как такового захотел
Бог, в соответствии с образом и подобием в Его Духе, как весьма удачно говорит Боэций:
«Ведешь Ты все по высшему примеру и, прекрасный
И Сам, несешь в разумности Своей неповторимой
Прекрасный мир, лепя его,..
По образу сознанья Своего»453.
Бог почил от всех дел, после того как «все», что составляет целое мира, было сотворено
«хорошо весьма».
В-четвертых, то, что Бог почил от всех дел, буквально толкуется так: бытие, и только оно, —
безмятежно, тихо, недвижимо, неизменно и постоянно. Поэтому «форма», ибо она есть
бытие, «состоит из простой и неизменяемой сущности»454. Все, что пребывает ниже и около
бытия, не знает покоя, взыскует и домогается бытия. Но бытие как таковое есть Бог; из Него,
Им и в Нем все бытие в природе и искусстве. Обращаясь к Богу, об этом удачно говорит
Боэций:
«Строитель вдохновенный, что порядком правит вечным,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|