|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 78
В-третьих, Бог почил от всех дел, а не только от этого или другого, подобно строителю,
который отдыхает от дел не тогда, когда возведены лишь фундамент и стены, но когда
выстроены все части дома. Итак, прочие вторичные причины, находящиеся ниже Бога,
почивают от того или иного дела; Бог же, всеобщая причина, почивает от всех дел. Ибо
первый, совершающий действие взирает на последнюю цель всех вещей, и цель ему
отвечает.
В-четвертых, говорится, что Бог почил не от того или этого, но от всех дел, ведь Он
предвидит не только блого того или другого, но и благополучие целого мира. Скажем,
действие отдельной природы направлено на рождение мужчины, а не женщины, но
всеобщая природа с ее попечением о целом преследует также рождение женщины. Или вот,
скажем, огонь может сжечь лохмотья нищего, но целому будет от этого блого. Зло вполне
подчинено Богом красоте и цельности мира, так что одно зло определяет порядок другого434.
В соответствии с этим, что для одного является злом, то для мироздания является благом. Бог
заботится о благе и совершенстве целого мира, допуская при этом ущерб для частей435. Так
же поступает врач, когда отсекает член тела.
В-пятых, Бог почил от всех дел, то есть больше не творит мир, хотя все еще до сих пор и
ежедневно творит и сотрудничает в том или этом, согласно слову: «Отец Мой доныне
делает»; так же поступает строитель, который построил весь дом, но все-таки улучшает ту
или иную его часть.
Следует знать, что предшествующие пять размышлений строятся на том, что слова: от всех,
толкуются в смысле всецелого. Шестое размышление, которое следует ниже, составлено так,
что оно относится к каждому члену всецелого. И тогда получается, что Бог почивает в каждом
отдельном труде: как в малом, так в величайшем, как в одном, так и во всех. Причина сему
такова, что Бог творит каждое из Своих дел всем Своим Божеством и полностью находится в
деле и что, с другой стороны, самое малое дело в Боге столь же велико, как большое, и
равно ему. Поэтому теологи говорят, что у неравных вещей идеи в Боге равны436. И об этом
говорится в «Книге двадцати четырех философов»437: «Бог — во всем, что Ему
принадлежит»438, или «Бог — это бесконечный шар, середина которого — всюду, а
поверхность — нигде»439, и наконец: «Бог — это шар, имеющий столько поверхностей,
сколько в нем имеется точек»440. Об этом я написал ниже в связи со словами, Исх. 16: «У того,
кто собрал мало, не было недостатка»441.
Седьмое и восьмое рассуждения составлены в нравственном смысле.
Если мы от всех сперва отнесем ко всецелому, то получим в приложении к нравственной
жизни, что Бог покоится в тех, кто соблюдает не одну заповедь или творит доброе дело, но
[соблюдает заповеди] все до единой. «Одна ласточка еще не делает весны, и погожий день»
— теплого времени, по слову философа442. Исх.24: «Все, что сказал Господь, сделаем»443, ибо
добродетели, как учат теологи и философы, связаны друг с другом.
В восьмом нравственном рассуждении мы отнесем слова от всех к каждому отдельному
делу; и тогда смысл будет таков, что Бог почивает в каждом добром деле, — пусть оно будет
сколь угодно малым, скажем, в чаше холодной воды, — если только Бог и любовь к Нему
обделывают в нас сие дело. Ибо Бог, согласно Григорию, оценивает внутреннее состояние, а
не возможности444. А Амвросий в кн.1 «Об обязанностях» говорит: «Твое духовное
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|