На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 77

первым и наивысшим вершителем дел является Бог. Значит, Он действует без усилия, спокойно, тонко, приятно и мягко, по слову: Он «все устрояет на пользу»422. Далее, в-пятых, Бог покоится в действии и дарует покой соделанному. Ведь для всех творений бытие, естество и наивысшее блого есть то, чего хочет Бог, и такое, какого Бог пожелает; и в этом же заключено их лучшее, самое приятное и спокойное, как было сказано выше о труде шестого дня. И так созидающий Бог и созданное творение пребывают в природном покое; и созидание в действии и восприятии дарует обоим усладу. Ибо все составляющее природу вещи приятно и спокойно. Шестая причина заключается в том, что становление вещей и их движение основывается на бытии и в бытии, каковое исходит от Бога, и, следовательно, покоится в нем. Ведь бытие, — покоящееся, все умягчающее и успокаивающее, — наиболее желанно. Со сказанным согласуется то, что говорит Августин в кн.1 «Исповеди»: «Ты, Господи, создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»423. И Боэций говорит в более общей форме: «Строитель вдохновенный, что порядком правит вечным, Ты пребываешь неподвижным....»424 Второе общее рассуждение касается слов: от всех дел Своих, которые делал. Здесь, по- видимому, следует сделать пять замечаний. Во-первых, приведенные слова надо понимать в том смысле, что Бог вершит и «делает» дела, каковые «доныне»425 существуют и совершаются, Иоан.1: «Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть»426; в Ис.26 говорится: «Все дела наши, Господи, Ты устрояешь»427. «Дела наши», заметь себе: хотя они «наши» и нами соделаны, их «все», однако, делает Бог, — Рим.11: «Все из Него, Им и к Нему»428, сообразно трем видам причин429; «все дела наши», иначе говоря, не только дела естества, но также дела искусства и воли. Этому не противоречит то, что говорится: делал, ведь у Бога все прошедшее и будущее одновременно, совпадает друг с другом и осуществляется сейчас в становлении и действии, по слову Иоан.5: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю»430. Во-вторых, следует заметить, что — как в искусстве, так и в естестве — мы не прекращаем и нет прекращения дел по той причине, что соделанное не является совершенным и не имеет вечной длительности, оно несовершенно и преходяще. Втор.32: но «дела Божий совершенны»431, и длятся вечно; Еккл.3: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает во век»432. К сему стоит добавить, что Бог сохраняет все творения в бытии посредством того же простого действия, с помощью которого Он эти творения в начале к бытию вызывает, согласно сказанному в Иов.33: «Бог говорит однажды» и т.д.433. Природа и искусство, напротив, сохраняют в бытии все преходящие вещи либо возвращают к бытию исчезнувшие вещи с помощью другого, особого действия. К тому же, когда исчезают вещи, созданные искусством или природой, остается бытие как таковое, хотя то или иное сущее погибает. Поэтому причина того или иного сущего не оставляет своего дела и не обретает покоя. Вот почему сказано: от дел, а не в делах. Другое основание этому было приведено выше.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes