На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 73

«Коль не безумен совсем ты, сравни это все и подумай: Образ напомнит пусть твари земной, что дух свой всем выше Надо нести....»397 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Эти слова мы еще раз истолкуем иначе и заметим две вещи, во-первых, по поводу выше неоднократно встречавшихся слов: «И увидел Бог, что это хорошо», — во-вторых, относительно того, что тут говорится: все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Там сказано: «хорошо», а здесь: хорошо весьма. Что касается первого, то, согласно комментариям Фомы к кн.ИѴ, блаженство пребывает в разуме субстанциально, а в воле — формально, под видом и именем цели либо блага или же наслаждения. Так и все без исключения вещи обладают благостью субстанциально из того же источника, откуда они заимствуют бытие или способность к существованию, — ибо благое и сущее обратимы друг в друга; а формально они обладают благостью в соответствии с местом в общем порядке либо в связи с устремленностью398. Кн.1 «Этики»: «Благим называется то, к чему все устремляется»399. И рабби Моисей говорит по поводу обсуждаемых слов: блого есть то, «что соответствует нашему разуму»400. Итак, всякое действие или произведение обретает совершенный смысл блага из двух источников: первое, субстанциально, — через свою форму, посредством каковой оно имеет и бытие; второе, формально, — благодаря соответствию воле производящего, или тому удовлетворению, каковое тот испытывает [по поводу произведения], ибо оно отвечает его усмотрению и произволению. Бог, и только Он, является в собственном смысле причиной того, что вещи состоят в бытии, и бытие пребывает в вещах. Здесь перед нами первое и сущностное обоснование добра, ведь благое и сущее обратимы друг в друга. Ну а что же бытию, каковым является Бог, может понравиться так, как само бытие вещей и в вещах бытие, вещи в бытии и благодаря бытию? Вот этою и есть второй, формальный смысл бытия, а именно то, что произведение нравится производящему и соответствует его усмотрению и намерению. И об этом здесь говорится: «И увидел Бог, что это хорошо». Тут надо заметить, что вообще деяние и всякое произведение, восходящее к какой-либо причине, есть нечто благое. Ибо зло — не деяние, но отпадение [от бытия]401, и оно не имеет причины. Да, зло вообще есть нечто такое, что не имеет причины. Спрашивать о причине зла — это все равно, что спрашивать о причине ничто. «Ибо зло есть ничто»402. Поскольку действие всякой причины имеет бытие и поскольку действие — тварно или содеяно и не является отпадением [от бытия], постольку оно субстанциально благое. Ведь благое и сущее, как было сказано, обратимы друг в друга. Тогда, если всякий, кто делает, производит подобное себе и всякое подобное любит свое подобие, то производящий находит удовлетворение в произведении, и это есть формальный момент в благе. Так все, произведенное некой причиной, является благом и созерцается в качестве блага. «И увидел Бог, — говорится, — что это хорошо». Но поскольку Бог, и только Он, есть причина бытия в вещах и так как бытию самому по себе


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes