На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 72

от произволения Божьего. «Одна, — как говорит Августин, — сколь угодно краткая молитва послушного лучше, чем десять тысяч молитвословие строптивого»390, и единственный поступок из-за большой любви лучше, нежели все деяния мира с меньшей любовью, ибо количество, величина, длина, ширина, высота и глубина нимало не прибавляют к благости и заслуге. Единственная мера — любовь. Так все, что делает Бог и чего Он желает, дабы то было, вне сомнения, устроено наилучшим образом и не может стать лучше, чем есть, поскольку оно является тем, чем должно быть по произволению Божьему, и является таким, каким Он пожелает. Наконец, относительно труда в шестой день стоит заметить, что человек был сотворен в последнюю очередь. Здесь следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, совершенное и предпочтительное занимают, как правило, первое место в намерении и последнее — в исполнении. И чем менее хорошим является нечто в силу своего отдаленного места в намерении и большего расстояния от цели, тем раньше оно в исполнении и тем позже в намерении. Так получается, например, при строительстве дома и в любом деле искусства, а также природы. Поэтому и человек как совершеннейшее среди всех творений этого мира был сотворен в последнюю очередь. По сему поводу следует заметить второе. Как всякая рожь есть ухудшение и вырождение пшеницы, отклоняющееся от ее формы и совершенств, — почему на некоторых жирных и плодородных землях «озимая рожь в течение трех лет»391 превращается «в пшеницу», облагороженную и очищенную плодородием земли от недугов озимого сева, — и как каждый металл является вырождением золота, — почему алхимики берутся за то, чтобы превратить любой металл посредством очищения от примесей в чистое золото, — также и человек, будучи совершенным живым существом, так относится к прочим зверям, что каждый зверь является чем-то несовершенным и вырождением человека. По этой причине туша любого освежеванного либо ощипанного зверя обнаруживает известное, то большее, то меньшее сходство с членами человека. Сие хочет и пытается доказать Авиценна в главе о потопах392, что природа способна, хотя и через разных посредников, из земли породить человека, тем же образом, — и это мы знаем, — как мясо человека возникает из его пищи. Однако Фома выступает против сего в ч.1, вопр.91, ст.2, ответ на п.2. В-третьих, надо заметить, что человек вследствие упомянутого совершенства является и называется малым миром. На сие совершенство человека указывает его образ как свидетельствуют святые393 и глоссы394. Об этом говорит поэт: «И между тем как, склонясь, остальные животные в землю Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи»395. И Боэций говорит в кн.Ѵ «Об утешении»: «Лишь человек, — он единственный держится прямо и гордо»396. и ниже:


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes