|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 70
будучи в раздражении либо еще по какой-то причине впав в ярость, не слушаются человека,
ибо пребывают в смятении, хотя незадолго до приступа бешенства, исказившего порядок,
они слушались кивка головы.
В-четвертых, даже тогда, когда страсть разрушает порядок и не хранит его, учрежденный
Богом всеобщий строй вещей все-таки сохраняется. В подобных страстях, а равно в людях,
пораженных страстями, чувственность берет верх над рассудком. Вообще же, как сказано,
естественно то, что высшее царствует над низшим.
В-пятых, из предшествующего с полной очевидностью следует, что в разуме и,
следовательно, в разумном как таковом не бывает страстей. Поэтому Боэций в кн. ИѴ, прозе
3 говорит: люди, охваченные страстями, — не люди, а неразумные звери374, в согласии со
словом псалма: «Человек, который в чести и неразумен, подобен неразумным животным и
похож на них»375.
В-шестых, заметим в нравственном смысле: человек, над которым властвуют страсти, не
может и не должен властвовать над другими. Не должен властвовать тот, кто возвышен над
прочими по разным причинам, но не силою преимуществ совершеннейшей добродетели,
Сир.7: «Не домогайся сделаться судьею, если не способен сокрушить неправду
добродетелью»376. Симонид говорит: «Неразумно стремиться властвовать над другими,
когда не умеешь властвовать над собой»377. Посему сказано: «Авраам», то есть «отец
множества», или многих, «народов»378, но ранее: «Авран», то есть «великий отец», —
великий по причине возвышенной жизни, покуда он не был поставлен «отцом множества
народов». И поэтому же Спаситель вопрошает Петра, желая поставить его во главу Церкви:
«Симон, сын Ионии, любишь ли Меня больше, нежели они»379, Иоан.21. Ибо поставленный
по достоинству выше других должен превосходить их в любви. Сие ознаменовано в вопле
[Елисея], 4 Царств 2: «Отец мой, отец мой», — дважды взывает он, дабы напомнить, что
сначала себе должно приказывать, а потом уже прочим. И далее: «колесница Израиля и
возница его»380. Первое, «колесница», [дабы повелевать] сперва силой примера, и, второе,
«возница его», а затем [велеть] уже словом. Об этом ты найдешь ниже по поводу: «Сару,
жену твою» и т.д., гл.17381.
29. «Я дал вам всякое растение», и далее: «Вам сие будет в пищу».
Заметь, сколь умеренной пищей был сначала снабжен людской род. Ему еще не было
дозволено вкушение мяса. И магистр в «Историях» говорит, что ничего нельзя прочесть о
том, что Христос вкушал мясо, кроме пасхального агнца382. То же, что пишется здесь о
растениях и древесных плодах, разрешенных в пищу в первые времена человеку,
истолковывает поэт Овидий:
«.... все земля им сама приносила.
Пищей довольны вполне, получаемой без принужденья,
Рвали с деревьев плоды, земляничник нагорный сбирали»383.
И Боэций пишет в кн.ИИ «Об утешении»:
«Был счастлив первый век, довольный
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|