На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 68

совершенно, а не только одну из его отдельных сторон. И поэтому Грек называет человека микрокосмом, то есть маленьким миром358. Ведь разум, поскольку он — разум, есть подобие всего сущего, объемлющее в себе сущее в его всеединстве, а не только то или это, исключая [что-то другое]. Посему его предметом является все сущее, а не только то или это. Далее следует обратить внимание на то, что говорит рабби Моисей в кн.1, гл.2: «Разум, который Бог сообщил в начале Адаму, есть высшее совершенство, каковое было в Адаме, покуда он не согрешил. Из-за сего разума о нем сказано, что он был сотворен "по образу Божьему"; через разум с ним собеседовал Бог, и разум в нем пребывал в высшем совершенстве. Поэтому говорится: "Не много Ты умалил его пред Ангелами"»359. А то, что говорится во множественном числе: сотворим, рабби Моисей толкует так: «Посреди между Творцом и прочим сущим» находятся сущности, которые Аристотель называет «интеллигенциями», мы же — «ангелами». «Через их посредство движутся небеса, коих движение есть причина возникновения и возникающего». «Ты не сможешь отыскать какого бы то ни было дела, которое Творец исполнил бы не рукою ангелов». В соответствии с этим, как он говорит, «мудрецы» изъясняют «сие слово, стоящее во множественном числе: сотворим человека, таким образом, что Творец ничего не делает, покуда не узрит сего на небесном совете. Сказанное достойно удивления; но подумай о том, что Платон говорил нечто подобное, а именно, что Творец созерцает умопостигаемые мир и из него созидает сущее»360. Мудрецы «говорят также, что Творец ничего не делает, пока не обсудит сие на небесном капитуле». И иначе «говорят мудрецы, что Сам Бог и Его капитул пришли к согласию по поводу всякого члена, каковой есть в человеке, и ввели его в состав человека». «Но нельзя этим сказать, — как полагают иные безумцы, — что Бог, совещаясь, якобы говорит или размышляет и требует чужой помощи. Под всем этим подразумевается, что отдельные сущности и все члены разумных существ созданы с помощью ангелов таковыми, каковыми они пребывают». Это слова рабби Моисея361. И Августин говорит в кн.ИИИ «О Троице» гл.4, что «согласно порядку, грубые тела управляются тонкими, все тела — духом, низшие духи — духами высшими, а все творение — Творцом»362. И далее: «Не произойдет ничего, что можно было бы узреть и почувствовать, если не будет на то повеления либо благословения сокровенного, незримого и умопостигаемого двора верховного Императора»363. Так у Августина. То, что говорят мудрецы, «что Творец ничего не делает, покуда не узрит сие на небесном капитуле», и то, что говорят прочие: «Бог и Его капитул пришли к согласию по поводу всякого члена, каковой есть в человеке, и ввели его в состав человека», справедливо постольку, поскольку Бог творит всякое сущее и всякий член разумных существ таким образом, что они пребывают в полном согласии и соответствии с самыми важными, первостепенными и существенными частями мира. Вот пример: строя дом, архитектор следит за его определенным размером и видом; он также следит за правильностью величин и размеров главных частей, самих по себе потребных для завершения дома. А все остальное, иначе говоря, количество древесины, камней, щебня и прочего, он выбирает и использует так, чтобы сохранить согласие и соответствие с главными элементами364. И еще раз: сотворим. Толкователи утверждают365, что сим словом: сотворим, указывается на


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes