На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 67

После того, как множественное отпадет от единого, оно неотвратимо отпадет от блага и бытия и неминуемо ниспадет во зло, небытие или отсутствие. Посему множественность есть несовершенство, присущее всему сотворенному. «А Бог один»347, так же как Он — бытие и благое или «Благой»348. Как зло существует во благе и сохраняется в бытии только во благе и от блага, так всякое множество получает свое бытие в единстве или в едином и от единого и [посредством сего] состоит в бытии349. «Ибо все множественное участвует в едином», — как говорит Прокл350. «А един Бог». Блого по причине своего умножения неизбежно отпало бы от благостыни и бытия, если бы не удерживалось и не сохранялось в бытии благословением Божьим, то есть силой единого. И вот об этом-то говорится: и увидел Бог, что это хорошо. Но дабы вследствие умножения это не отпало от блага, Он благословил, говоря: плодитесь и размножайтесь. Его благословение есть Его сохранение или содержание в Себе как Едином, чтобы все, чего много и что умножается, не уклонилось бы [в небытие]. Ведь для всего, что действует естественным образом, действие есть страдание; посредством него «все теряет субстанцию»351 и приходит в упадок, — если только это не будет предупреждено благословением Божьим тем способом, каким было показано. 26. «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему». Сия фраза обсуждалась многими святыми во многих местах. И я подробно ее разбирал, трактуя слово Кол.1: «образ Бога невидимого»352, и в «Произведении вопросов»353 — там, где речь ведется об образе. А сейчас надобно знать, в чем разумные или одушевленные сущности имеют отличие от всех прочих творений, стоящих ниже [их]. Стоящие ниже сотворены по подобию того, что находится в Боге; и в Боге они обладают своими личными идеями, в соответствии с которыми они, как было сказано, созданы, — идеями, разграниченными в природе взаимно различающимися видами. Превосходство разумной природы заключается в том, что она уподоблена Самому Богу, но не чему-то, что находится в Нем в виде идеи. А причина сему такова: «Разум как таковой есть возможность стать всем [в процессе познанияр, не только тем или этим, ограниченным своим видом. Поэтому он, согласно учению философа, есть «некоторым образом все»354 и все сущее целиком. И Авиценна в кн.ИХ, гл.7 «Метафизики» говорит: «Совершенство разумной души состоит в том, что она становится духовным миром и форма всего запечатлевается в ней.... до тех пор, покуда в ней не устроится порядок всеобщего бытия и она не станет духовной вселенной, образом бытия всего мироздания»355. Человек берет начало в Боге «в тождестве» Божественной «сущности»356. Поэтому-то только духовная природа восприимчива к совершенствам, принадлежащим сущности Бога, иначе говоря, к познанию и мудрости, превосходству над сущим и его строем, к заботливости по отношению к прочим творениям и умению управлять ими. Это и есть смысл сказанного: сотворим человека по образу и по подобию Нашему, не по подобию чего-то, что в Нас. И ниже: «И да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными и зверями всей земли», и далее «Сотворил Бог человека по образу Своему», не по образу чего-то, что в Нем, «по образу Божьему», а не по образу чего-то, что в Боге. Августин говорит, что душа «посредством того есть подобие Бога, посредством чего она восприимчива к Богу»357 и восприимчива к совершенствам, принадлежащим сущности Бога, например, к мудрости, умению править, заботливости и первенству или превосходству над всем, что находится ниже человека и его духа. Итак, это — смысл сказанного: сотворим человека по образу и по подобию Нашему. К сущности образа относится то, что он являет то, образом чего он является, полностью и


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes