|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 66
свой долг — озарять прочих, согласно 1 Пет.4: «Каждый тем даром, какой получил» и т.д.338.
В-третьих, надо заметить, что, когда говорится, что светила были сотворены, дабы светить
на землю, объясняется их необходимость. [Моисей], впрочем, не собирался сказать, что
цель, с каковой сотворены светила, является освещением земли. Ибо тогда «более
благородное», именно небесное тело, существовало бы «ради менее благородного», то есть
земли. Сие достаточно подробно разъясняет рабби Моисей в кн.111, гл.13339.
20. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся». И ниже: «Иувидел Бог, что это
хорошо. И благословил их, говоря: плодитесь и размножайтесь».
Надобно заметить, что выше, рассуждая о неодушевленных вещах, [Моисей]
говорил буквально так: «что это хорошо». А теперь, ведя речь об одушевленных
сущностях, рождающих подобных себе, он добавляет: и благословил их, говоря:
плодитесь и размножайтесь.
Главная причина сего состоит в том, что живое в высшей степени участвует в Божественных
благости и совершенстве, ибо все, «что начало быть, в Нем» не было создано и сотворено, но
было «жизнью»340. Ведь, собственно говоря, жив только Бог, поскольку Он движим не извне,
а изнутри, из Себя Самого. Потому-то Писание часто приписывает Ему жизнь или
жизненность341.
Вторая причина заключается в том, что рождение берет начало в душе; оно свойственно
одушевленным, совершенным сущностям. Ибо совершенно то, что способно породить
подобное себе342. Древние даже говорили, что Сам Бог есть душа мира343. Посему
одушевленные и умножающиеся с помощью порождения сущности имеют нечто
Божественное, превышающее обычную меру благого. Итак, подлинно хорошо то, что
жизненно и благословлено. Поэтому в Деян.17 после того, как сказано: «В Нем», то есть в
Боге, «мы живем», следует: «Мы Его род»344.
Здесь надлежит заметить, что живое как таковое нетварно и не может быть сотворено. Где
бы ни была жизнь в такой чистоте и простоте, что она была бы лишь жизнью, но не бытием,
там она будет нетварной. Однако целью творения является бытие. Поэтому все, что помимо
жизни имеет некое бытие, является тварным и созданным, — в силу того, что оно обладает
бытием, а не в силу того, что оно живо. Например, человек смертен, поскольку имеет
телесную сущность, и бессмертен, поскольку одушевлен разумной душой. И тело видимо
благодаря его цвету и невидимо из-за всего прочего, что внутри него пребывает.
Опять-таки нужно заметить, что он говорит: размножайтесь. Следует знать, что
множественность по своей природе относится только к несовершенному. «Ибо совершенное
и целое суть одно»345. Целое всегда едино, а части, напротив, всегда многочисленны,
поскольку несовершенны. Потому следует заметить, что множественность или размножение
даны несовершенным сущностям в качестве исцеления, дабы они собрали у многих и как бы
друг у друга заимствовали свое совершенство, ибо им, самим в себе не имеющим
постоянства, Бог дал другим способом неизменность, а именно, посредством умножения в
чадородии, как о том говорится в кн.ИИ трактата «О душе»346. Все же нетленное единственно
в своем роде, например, солнце и прочее.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|